25 Сентября 2018

Огонь, молот, железо. Как кузнец из Друскининкая показывает фокусы и плавит сталь

Ёзас знает, как каленым железом вылечить желудок, почему у наковальни вырастает рог и как закрыть спичечный коробок молотобоем весом в тонну. «Вечёрка» побывала в гостях у кузнеца из Друскининкая Ёзаса Каваляускаса.

У одной наковальни есть «баба», а у другой — рога

— Места у меня немного, как в космическом корабле, — говорит Ёзас, приглашая нас в кузницу. — Вот огонь, уголь, молот и железо. Всё как тысячу лет назад.

В помещении, спрятанном среди других мастерских, стоят наковальни, стол, горн — печь, на которой разогревают металл, с вытяжкой, а еще молотобой — огромный электронный молот. Везде лежат кувалды, щипцы, стамески. Стены увешаны инструментами и коваными изделиями.

— Молотки должны слушаться кузнеца, иначе я их выбрасываю, — смеется Ёзас, ловко жонглируя увесистыми инструментами. — Есть молоты по 8 килограммов, но я их редко использую. Это мучение для человека.

Итог работы зависит и от наковальни. У каждой из них — свой «характер».

— Эту сделали в советское время, ее прозвали «Колхозник», — снова шутит кузнец. — Она простая, была раньше в каждом колхозе. В немецкой наковальне больше стали. Я люблю на ней бить, потому что у нее плита закалена больше (а значит, она прочнее. — Прим. «ВГ»). У меня есть еще немецкая и шведская плиты.

В руках кузнеца наковальня оживает. У нее появляются ноги, туловище, большой и маленький столы и рог, на котором предметам придают округлую форму.

— В литовском языке наковальня мужского рода, поэтому у нее есть «баба» — небольшое отверстие для пробивания отверстий в металле. Если наковальню сделали без «бабы», тогда есть два рога, — улыбается кузнец.

В серьезной работе ремесленники не обходятся без шуток. То щипцы товарища в воск обмакнут так, что у него всё выскальзывает из рук. То подсунут вместо обычного металла неподдающийся ковке «самокал». Да и лозунг себе придумали с подколом: «Кузнец не может, не куя».

Как железо превращается в воду

Ёзас начинает разжигать горн. На наших глазах из безжизненных угольков разгорается высокое пламя. Секрет в том, что снизу к «кострищу» через трубу подается дополнительный кислород. Кстати, еще триста лет назад огонь в кузнице высекали ударами кусочков кремния друг о друга. Кузнец нагревает в огне металлический брусок. «При температуре 1300 градусов железо становится как вода», — комментирует мастер. Щипцами он переносит брусок на наковальню и несколькими ударами придает ему плоскую форму.

— Чем отличается кухня от кузницы? — хитро спрашивает кузнец. — Если на кухне что-нибудь падает, надо это быстро поднять, а в кузнице — нужно быстро отскочить, потому что падает или горячее, или тяжелое.

После дополнительных действий металлическая полоска в руках мастера закругляется и приобретает форму подковы. Правда, сейчас их делают только как сувениры. «Пшик!» — издает звук ведро с водой, куда мастер опускает еще горячее изделие.

— Раньше воду, в которую опускали раскаленное железо, использовали в лечебных целях. Ее пили, например, при болезнях желудка. Я свою воду не пью. Она стоит уже год, не знаю, что там внутри, — сознается хозяин кузницы.

В кузнечных фокусах нужны не только мышцы

Ремесло скрывает свои секреты. Например, чтобы сделать отверстие в изделии, нужно насыпать в место удара порошок из раскаленного угля.

— При сильном сотрясении происходит взрыв горящих частиц, металл расширяется, и нужная шайба легко выпадает. Про такой фокус знают не все кузнецы даже с 30-летним стажем, — хвастается собеседник. — Но каждый мастер отличит просверленное отверстие от сделанного кузнечным способом.

Настоящего кузнеца отличает не только сила мышц. Ёзас включает молотобой, грохот от которого слышен в соседних дворах. Ставит на паузу. Загадочно улыбаясь, ставит под молот приоткрытый спичечный коробок в вертикальном положении. Нажатие рычага — молот разгоняется, останавливается перед самым коробком и, двигаясь вверх-вниз, постепенно закрывает коробок, не раздавливая его.

— Вы долго этому фокусу учились? — спрашиваем.

— С мая, — вновь шутит Ёзас.

Серьезно за ковку он взялся лишь четыре года назад. До этого работал художником. Ёзас Каваляускас успел получить серьезную награду — первое место в конкурсе народного искусства в виленском регионе «Золотой венок» среди 131 народного мастера. На конкурсе ковал солнышко, умение изготовления которого внесено в список нематериальных ценностей Литвы. Солнышки символизируют вечность. Их острые лучи в мирное время обозначают лепестки, новую жизнь, а в военное — острие меча. Отверстие на острие превращало луч в ужа, который считался добрым знаком для семьи. Кроме солнышек мастеру заказывают другие украшения интерьера — ангелов, деревья счастья. Его крупные работы уже украсили окрестности. Двухметровая липа, герб города, выросла на камне в соседнем Лейпалингисе, четырехметровая волчица появилась на фасаде дома за Друскининкаем.

— А любимое произведение я еще не создал. Но когда любишь свое занятие, не останавливаешься в развитии, — признается кузнец на прощание.

Дружите с нами в соцсетях и узнавайте новоcти первыми!
    

Заметили ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Уважаемые читатели! На сайте vgr.by введена премодерация комментариев в связи с изменениями в законодательстве о СМИ. Ваши сообщения будут опубликованы после проверки модератором.

ВНИМАНИЕ!При добавлении комментариев категорически запрещено: оскорблять чужое достоинство, сеять и проявлять межрелигиозную или иную рознь, призывать к насилию, переходить на личности, употреблять ненормативную лексику. Комментарии, в которых нарушены правила, будут редактироваться или удаляться. Авторы комментариев несут ответственность за содержание оставленных сообщений.

Защитный код
Обновить

Фотоновости

«Увидеть Мир новым взглядом»: в Мирском замке прошёл фотопленэр с участием лучших гродненских фотографов

«Увидеть Мир новым взглядом»: в Мирском замке прошёл фотопленэр с участием лучших гродненских фотографов

Необычный фотопленэр прошёл в Мирском замке на прошлой неделе. Здесь же открылась персональная выставка руководителя фотоклуба «Гродно» Александра Лосминского.

Добавить комментарий

Подробнее...

Фотоблог Наталии Дорош

Афиша «ВГ»

  1. ОК
  2. ВК
  3. FB
 

Погода Гродно

Информация сайта pogoda.by

Курсы валют

Курсы валют в банках г.Гродно на www.ecopress.by

Вопрос недели

Как часто вы лечите зубы?

Вопрос - ответ

Какие справки нужны для оформления в пришкольный и летний оздоровительный лагеря?

Блог фотоклуба «Гродно»

Мнения

  • Специалисты, педагоги, родители бьют тревогу — современные малыши поздно начинают говорить. Посмотришь на ребёнка на улице или в магазине, росточком вышел, а слова выговаривает плохо, речь невнятная, словно каша во рту.

Вечерний Гродно

Газета Вечерний Гродно — новости и события города, статьи, публикации о Гродно.

добавить на Яндекс

2004–2018 © Перепечатка новостей и материалов, размещенных на сайте газеты «Вечерний Гродно», разрешается только после заключения письменного договора с редакцией. Иное копирование, перепечатка и распространение материалов сайта vgr.by без разрешения редакции запрещены.

Мнения авторов опубликованных новостей, а также оставленных на сайте комментариев могут не совпадать с мнением редакции. За содержание платных статей и баннеров ответственность несет рекламодатель.

АДРЕС: г. Гродно, 230025, ул. Социалистическая, 32
ТЕЛЕФОНЫ: отдел новостей — + (375) 152-77-23-78; 77-00-89; реклама — + (375) 152-72-00-36; 68-10-50; 68-10-51.

E-MAIL: vgr@mail.grodno.by, vechgr@gmail.com, vgr.reklama@gmail.com

УЧРЕДИТЕЛЬ: ЗАО «Редакция газеты «ВЕЧЕРНИЙ ГРОДНО»
УНП 590000914

СВИДЕТЕЛЬСТВО О РЕГИСТРАЦИИ №586, выдано Министерством информации Республики Беларусь 29.07.2009 года

Директор: Кучинский Александр Васильевич

Редактор сайта: Анна Влезько

2004–2018 © Все права защищены.
Система Orphus