22 Октября 2018

Машина времени: Чтобы играть модную музыку, в 60-х ломали телефоны

Молодые гродненцы, увлеченные биг-битом, в порыве походить на своих кумиров и играть новую музыку, строгали самодельные электрогитары, рвались выступать на танцах и шокировали публику на пляжах.

Гродно. Мелочи жизни

Этот цикл публикаций – итог многолетнего кропотливого труда гродненского историка и краеведа Виктора Саяпина по сбору материалов и документов, отражающих жизнь гродненцев в первые послевоенные годы. Восстанавливался город, оживали промышленность, культура, наука, спорт. Каково приходилось простому человеку, как и где он трудился, учился, проводил свободное время, во что одевался, в какие магазины ходил и что в них покупал?

К середине 60-х годов «гитарная болезнь» в городе приняла масштабы эпидемии. Увлечение игрой на этом инструменте стало повальным. Приобрести электрогитару было делом почти нереальным: стоили они дорого, да и в продаже имелись не всегда. Начинающим музыкантам ничего не оставалось, как самим «сочинить» инструмент.

Как изобрести гитару

В 1966 году вместе с одноклассником и другом детства Юрием Поболем я смастерил свою первую электрогитару (а еще сделал пиджак-битловку без воротника). В качестве звукоснимателей под каждой струной укрепили электромагнитные катушки из телефонных трубок.

Готовую гитару отправились испытывать в школу, попросили разрешения у нашего учителя физики Иосифа Рафаиловича Дзюрбейко позаниматься в кабинете. Там подключили свое «изобретение» к усилителю передвижной узкопленочной киноустановки «Украина», и Юра взял в руки заветный инструмент. Из огромных акустических колонок полились волшебные звуки. Нашей радости не было предела!
С этой гитарой Юру потом даже взяли в ВИА культпросветучилища. А через год он уже был ведущим гитаристом вокально-инструментального ансамбля военного летного училища, куда поступил.

Мало кто из музыкантов в те годы не пробовал себя в роли Страдивари. Пионер бит-движения в Гродно тех лет Александр Ершов вспоминает:

«Время было трудное, но и интересное. Для нашей музыки нужна была самая малость — электроинструменты. А где их взять? В магазине «Мелодия» и универмаге в продаже было несколько обыкновенных электрогитар со шнуром, под струнами — звукосниматель в виде маленькой белой коробочки, а цена — 140 рублей. Больше зарплаты за месяц.

По польскому телевидению у западных бит-групп видели разные гитары: плоские, рогатые... Нам хотелось такие же, и мы начали их делать сами. Всё — своими руками, покупали лишь крепеж для струн. Корпуса — насколько хватало фантазии, цвет — по вкусу, с кантами и без, треугольные, квадратные и других нелепых форм. Добивались неплохого звучания. В городе стали появляться мастера — те, кто научился производить хорошие инструменты: например, Слава Купцов, Володя Ершов.

Покупали «фабричные» инструменты редко. Группа Саши Савчица однажды приобрела ударную установку — по тем временам это просто сказка».

Давали «арапа», а получалось, как у «Битлз»

Движение бит-групп охватило весь город. О процессе «изнутри» рассказывает Александр Ершов:

«Первыми зазвучали ребята Саши Савчица — в 1964–65 годах и позднее являлись самыми яркими представителями эстрадной музыки нового стиля. Они очень удачно копировали The Beatles, в том числе и внешне. Я к тому времени тоже увлекся новой музыкой. Сначала меня пригласили в «группу Зайцева». Затем стал играть у Игоря Пармоника и Вани Станишевского. Репетиции проходили у Игоря дома. Пармоник мастерски расписывал музыкальные партии современных популярных песен. Ведь для того, чтобы выступать на публике, мы должны были исполнять песни советских композиторов и лишь одну-две — The Beatles или The Rolling Stones. Как же получить эту музыку, разложить по партиям? Игорь Пармоник слушал песни по радио и сразу же писал мелодии, потом цифровки.

Ребята в нашем коллективе подобрались талантливые, хоть и начинали с нуля. В музыкальной школе тогда гитару почти не преподавали, поэтому все фактически самоучки, играли на «арапа», то есть на музыкальном жаргоне — на слух».

«Паровоз» для конкурента

Вокально-инструментальные ансамбли конкурировали друг с другом и тщательно следили за репертуаром. Группы его «прятали», старались заранее не афишировать и ходили на чужие репетиции, чтобы выведать новинки. И вновь слово Александру Ершову:

«Однажды мы репетировали в клубе строителей. Вдруг дверь открывается и заходят ребята из другой группы послушать наш репертуар. Выгнать их нет причины, отказать им грубо тоже нельзя, а показывать, что разучиваем, не хотели. Тогда Пармоник говорит: «Ну, мужики, давай!» И наш клавишник Гена заиграл «Постой, паровоз, не стучите, колеса». Исполнили один такой шлягер, второй... Гости поняли, в чем дело, встали и ушли, а мы дальше уже продолжали, как надо.

Петь хотелось не только для собственного удовольствия, а в первую очередь — для публики. Мы устроились играть на танцах в клубе строителей. Появилась возможность репетировать на сцене, а главное — выступать «на людях». Правда, необходимо было следить за репертуаром — мало ли кто мог появиться на вечере. Игорь Пармоник подбирал песни так, чтобы волки были сыты, да и овцы целы».

Перчик на пляже

«Всегда хотелось чего-нибудь особенного, остренького, — продолжает вспоминать Александр Ершов. — Можете себе представить: жара, лето, городской пляж, купальная суета. Кто-то плещется в воде, кто-то играет в волейбол, кто-то загорает, режется в карты, спасатели в мегафон предостерегают «не заплывать». И вдруг откуда-то во всю мощь звуковых колонок раздается битловское «The Hippy Hippy Shake». Все поднимают головы. На самой верхней террасе пляжа возле деревянного домика спасателей в одних плавках, но с галстуками на голом теле и гитарами наперевес поют Саша Савчиц со своими ребятами. В таком фривольном виде они исполнили две или три песни. Затем быстро свернули провода и динамики, погрузились в машину и так же стремительно, как и появились, исчезли. Это произвело на пляже эффект разорвавшейся бомбы. Подробности этого «концерта» много дней обсуждали на самом тусовочном месте в городе — гродненском «Бродвее», Советской улице».

Дружите с нами в соцсетях и узнавайте новоcти первыми!
    

Заметили ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Комментарии  

 
+5 #1 Сергей 24.06.2014 12:08
спасибо за воспоминания, как в прошлое вернулся :)
как оказывается просто написать хорошую, интересную статью - вспомнить прошлое всего пару десятилетий назад!
Пишите, пожалуйста, еще!!!
Цитировать
 
 
+3 #2 Анатолий 25.06.2014 18:25
в свое время мы с моим лучшим другом Юркой Михнюком тоже собрали нашу эл.гитару , корпус из ДСП а усилитель собрали по схеме от охранной сигнализации, правда он был предварительным , а выходной был Кинаповский, ну а звукосниматели в то время уже продавались в "Мелодии" по цене от 10р.за штуку до 25-35 за плату.ввесте с темброблоком
Цитировать
 
 
+1 #3 bronek 26.06.2014 16:23
в первой публікаціі упомінался віа "гуроны".вначал е он назывался "айсбергі", руководіл ім Петя Кац, на барабанах стучал с.п. Вова Кочкін. в 1971г. із арміі прішлі В. Грігорьев і Казін-гітара-со ло, оні влілісь в группу.кстаті Кочкін іграл вместе с Сафроном , Мінькой і Кандрусом зімой1965г. в "черном коте", ноэто длілось недолго - комсомольцы разогналі.еслі говоріть о первых гродненскіх бітніках, то нельзя не вспомніть о В Ушчаповском, Ж Волчковіче. вначале(середін а60х) собіралісь на горпляже, а потом переехалі на Коложу.
Цитировать
 

Добавить комментарий

Уважаемые читатели! На сайте vgr.by введена премодерация комментариев в связи с изменениями в законодательстве о СМИ. Ваши сообщения будут опубликованы после проверки модератором.

ВНИМАНИЕ!При добавлении комментариев категорически запрещено: оскорблять чужое достоинство, сеять и проявлять межрелигиозную или иную рознь, призывать к насилию, переходить на личности, употреблять ненормативную лексику. Комментарии, в которых нарушены правила, будут редактироваться или удаляться. Авторы комментариев несут ответственность за содержание оставленных сообщений.

Защитный код
Обновить

Фотоновости

Сервис «Яндекс» обновил карты Гродно: как изменился город с высоты

Сервис «Яндекс» обновил карты Гродно: как изменился город с высоты

Недавно популярный сервис Yandex. Maps обновил вид города.  Сейчас со спутниковых снимков видны объекты, которые построили совсем недавно или продолжают строить. Это и кольцо на Индурском шоссе, проспект Лебедева, новая...

Добавить комментарий

Подробнее...



Фотоблог Наталии Дорош

Афиша «ВГ»

  1. ОК
  2. ВК
  3. FB
 
  1. Популярное
  2. Комментарии

Погода Гродно

Информация сайта pogoda.by

Курсы валют

Курсы валют в банках г.Гродно на www.ecopress.by

Вопрос недели

Как вы выбираете фирму по оказанию каких-либо услуг?

Вопрос - ответ

Какие справки нужны для оформления в пришкольный и летний оздоровительный лагеря?

Блог фотоклуба «Гродно»

Мнения

Вечерний Гродно

Газета Вечерний Гродно — новости и события города, статьи, публикации о Гродно.

добавить на Яндекс

2004–2018 © Перепечатка новостей и материалов, размещенных на сайте газеты «Вечерний Гродно», разрешается только после заключения письменного договора с редакцией. Иное копирование, перепечатка и распространение материалов сайта vgr.by без разрешения редакции запрещены.

Мнения авторов опубликованных новостей, а также оставленных на сайте комментариев могут не совпадать с мнением редакции. За содержание платных статей и баннеров ответственность несет рекламодатель.

АДРЕС: г. Гродно, 230025, ул. Социалистическая, 32
ТЕЛЕФОНЫ: отдел новостей — + (375) 152-77-23-78; 77-00-89; реклама — + (375) 152-72-00-36; 68-10-50; 68-10-51.

E-MAIL: vgr@mail.grodno.by, vechgr@gmail.com, vgr.reklama@gmail.com

УЧРЕДИТЕЛЬ: ЗАО «Редакция газеты «ВЕЧЕРНИЙ ГРОДНО»
УНП 590000914

СВИДЕТЕЛЬСТВО О РЕГИСТРАЦИИ №586, выдано Министерством информации Республики Беларусь 29.07.2009 года

Директор: Кучинский Александр Васильевич

Редактор сайта: Анна Влезько

2004–2018 © Все права защищены.
Система Orphus