24 Мая 2018

 

Новый ректор ГрГУ рассказал о кадрах, абитуриентах и общежитиях

Гродненский университет имени Янки Купалы собирается привлекать абитуриентов новыми специальностями, изменения в учебном процессе будут направлены на практику, информатизацию, дистанционное образование. В то же время новые подходы к организации работы и к параметрам рейтинга ожидают преподавателей.

В этом году соревнование за абитуриентов у региональных вузов ожидается напряженным. Одиннадцатые классы в Гродненской области заканчивает 6675 выпускников — на 671 меньше, чем в прошлом. Меньше на 10 процентов оказалось и желающих записаться на профессионально-психологическое собеседование. В ГрГу его прошли 577 будущих юристов и журналистов.

Об особенностях вступительной кампании и структурных переменах в университете рассказал «ВГ» ректор ГрГУ имени Янки Купалы Андрей Король.

 

Заочников станет больше

В 2013 году университет почти в полтора раза увеличил план приема на заочную форму обучения в сокращенные сроки для выпускников колледжей.

— У этой категории абитуриентов стали шире возможности войти в число студентов: с одной стороны, можно сдавать тест по русскому или белорусскому языку и сдавать внутренние вступительные испытания в университете по тем предметам, которые изучал в колледже. С другой стороны, можно сдать три теста — и попытать счастья в конкурсе на полную форму обучения, — говорит Андрей Король.

Каждый иногородний первокурсник университета сможет получить место в общежитии. Уже в этом году начнется строительство 13-этажного общежития на 1030 мест по улице имени Александра Дубко, сейчас завершается процесс проектирования.

По словам Андрея Короля, в целом по университету план приема, в том числе и на бюджетные места, сохранен на уровне прошлого года — 3846 мест, в том числе за счет средств бюджета — 1 135. Набор будет вестись на 56 специальностей высшего образования. Следует отметить, что те, кто поступит в университет в 2013 году, по ряду специальностей будут учиться на год меньше, чем их предшественники.

Если мы говорим о качестве образования, это не просто трансляция информации. Будем исправлять ситуацию монолога, когда мы не видим, а иногда не хотим видеть потребности и цели общества.

Интересно, как «исправить ситуацию монолога», если в вузах сохранилась широкая практика, когда студенты записывают под диктовку информацию и на экзамене требуют ее дословно цитировать?

— Успех специалиста по окончании вуза возможен при условии его самореализации на занятиях, неотделимой от мотивации. Результат самореализации — тот личностный образовательный продукт (гипотеза, план, эссе, составленный алгоритм и пр.), который создает каждый студент и который отличается от того, что сделали другие студенты. Когда у всех разные результаты, когда в оценку заложена возможность нестандартного ответа в противовес шаблону, это замечательно. Так развивается заложенная в каждом из нас креативность.

Некоторые опытные педагоги используют это интуитивно, а хотелось бы видеть систему. Очень важно, чтобы мы студенту, ученику предлагали возможность самостоятельно познавать не информацию, а исследовать объекты действительности. А сделать это можно, если организовать процесс познания окружающего мира через систему открытых заданий, которые для каждого студента имеют свой собственный, а потому субъективный вариант решения. А вот уже на втором, следующем этапе — сравнение своего первичного продукта с «зеркалом» — достижениями человечества по конкретной узкой теме. Другими словами, вначале опыт — потом теория.

 

Кто останется работать в университете

Какие у вас требования к профессорско-педагогическому составу?

— Сегодня перед университетом стоит непростая задача — обеспечить подготовку кадров по всем специальностям. А это требует кропотливой работы по научному, учебно-методическому и кадровому обеспечению. Существуют проблемы с подготовкой кандидатов наук, написанием научных статей в журналах, которые включены в перечень ВАК РБ.

Для меня очевидна необходимость прозрачной, всеми понимаемой системы рейтинговой оценки деятельности профессорско-преподавательского состава. Например (цифры очень условные), чтение одной лекции — 2 балла, публикация статьи в журнал с высоким импакт-фактором (объективный показатель качества научной работы) — 150 баллов. За каждый лист монографии — 50 баллов. И так далее. Подобные системы существуют во многих университетах мира. Есть она и в нашем университете, однако нуждается в существенной коррекции.

Рейтинг складывается из основных направлений деятельности в вузе: научной, учебной, воспитательной. К примеру, каждому преподавателю нужно набрать условно 3000 баллов. Это суммарное количество баллов по всем направлениям. Например, если научная составляющая представлена хорошо — значит, заведующий кафедрой может ходатайствовать о снижении учебной нагрузки для сотрудника. И напротив, если преподаватель, старший преподаватель, доцент или профессор не уделяют должного внимания написанию научных трудов, не ищут путей заключения научных договоров или получения грантов, не работают с аспирантами, научный рейтинг будет низкий. Тогда для прохождения минимального порога в баллах ему придется «добирать» до 3000 баллов учебную нагрузку в виде большего количества лекционных часов, написания учебно-методических пособий.

Однозначно нужно привести критерии в соответствие между собой, чтобы не было перекосов в какую-либо сторону. Например, есть кафедры, на которых ведется из года в год разработка одной или нескольких научных хоздоговорных тем, но не подготовлено ни одного аспиранта, не публикуются статьи. Хоздоговорная тема дает теперь хороший рейтинг, зачем тратить время и работать с молодежью, работать над качеством образования?

 

Золотой фонд на лаврах не уснет

Более гибкие критерии рейтинга должны учитывать и стимулировать как научную составляющую, так и учебную нагрузку. В университете тревожная ситуация с подготовкой кадров высшей научной квалификации. Сегодня 40,3 процента кадров в университете имеют научную степень, а 40 процентов — это тот «красный» рубеж, который отделяет университет от института со всеми вытекающими последствиями.

Есть кафедры, которые не соответствуют по количеству докторов и кандидатов наук самому статусу кафедры. Это значит, что заведующий кафедрой, профессор не предпринимает адекватных мер для подготовки защит диссертаций, не создает научной школы.

Нередко ко мне на собеседование перед объявлением конкурса на замещение вакантной должности (прохождение конкурсной процедуры в вузах осуществляется каждые 5 лет) приходят преподаватели, у которых количество опубликованных работ за последние пять лет не превышает пяти, семи. Это нонсенс. В подобных случаях я как ректор либо возражаю против объявления конкурса, либо контракт подписывается на год для исправления ситуации.

Мы создаем систему, где каждый должен понимать, из чего складывается его портфолио достижений. И будет видно, кто в нее впишется, а кто окажется в зоне риска.

Мотивация будет учитываться в полной мере. Если сотрудник, не важно какой ученой степени, работает и дает результат, со стороны ректората будет полная поддержка. Если не справляется с минимумом, в рейтинге занимает последние места, будем ставить вопрос о депремировании и даже о соответствии с занимаемой должностью. Здесь немало примеров, когда человек достиг каких-либо высот и считает, что больше ничего делать не должен. Если у профессора нет ни одного защищенного аспиранта, возникает вопрос, какую научную школу он создает? Насколько это во благо университету? Безусловно, очень почетно для университета иметь золотой фонд, но важно, насколько он работает на преемственность.

 

Читайте также:

2 мая начинается регистрация на централизованное тестирование

В Гродно будут готовить музеологов и сократят выпуск менеджеров

Почему преподаватели хотят учить студентов из Нигерии?

«Мисс университет» стала студентка в образе Скарлетт О’Хары

Дружите с нами в соцсетях и узнавайте новоcти первыми!
    

Заметили ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Комментарии  

 
-3 #1 Юра 02.05.2013 20:24
почему на строительном факультете такой большой процент отчисления?люди везде одинаковые...
Цитировать
 
 
-3 #2 Студент 06.05.2013 12:19
Почему иностранцев (туркмены, индусы и т.д......) доучивается больше чем белорусов? Наши абитуриенты поступить не могут, даже на платное, не говорю про бесплатное, результаты тестов видетели маловаты, а иностранцы значит толком говорить на русском не умеют, а тесты сдают лучше наших??? Что за бред! Оплата за обучение растёт, что волосы на голове шевелятся, это где у нас такие зарплаты, чтобы оплачивать ребёнку обучение, при этом одевать, кормить и т.д.??????? Ведь если посмотреть правде в глаза, с Янки Купалы никуда не хотят брать на работу (не считаю распределения и папиных дочек и сыночков), много знакомых с этим сталкивалось, и Вы знаете пожалели что учились в Янки Купалы! Только обидно, что по многим специальностям у нас в Гродно просто негде на вышке учиться (в гос.учереждении ), чтобы только не в Янках, не у каждого есть возможность уехать хотя бы в Минск!
Цитировать
 
 
+4 #3 Студент 09.05.2013 19:09
он такой sexy ммм...
Цитировать
 

Добавить комментарий

Уважаемые читатели! На сайте vgr.by введена премодерация комментариев в связи с изменениями в законодательстве о СМИ. Ваши сообщения будут опубликованы после проверки модератором.

ВНИМАНИЕ!При добавлении комментариев категорически запрещено: оскорблять чужое достоинство, сеять и проявлять межрелигиозную или иную рознь, призывать к насилию, переходить на личности, употреблять ненормативную лексику. Комментарии, в которых нарушены правила, будут редактироваться или удаляться. Авторы комментариев несут ответственность за содержание оставленных сообщений.

Защитный код
Обновить

Фотоновости

Понравились все, но Элли — больше: собака из Гродно стала талисманом чемпионата мира по вертолетному спорту

Понравились все, но Элли — больше: собака из Гродно стала талисманом чемпионата мира по вертолетному спорту

Собака породы сиба-ину по кличке Элли стала талисманом чемпионата мира по вертолетному спорту и фестиваля #Пронебо-2018. История её перевоплощения из лётчика начала XX века в современного пилота на Гродненском аэродроме...

Добавить комментарий

Подробнее...





  1. ОК
  2. ВК
  3. FB
 
  1. Популярное
  2. Комментарии

Погода Гродно

Информация сайта pogoda.by

Курсы валют

Курсы валют в банках г.Гродно на www.ecopress.by

Вопрос недели

Как вы экономите на коммунальных услугах?

Вопрос - ответ

Кто может получить доплату к пособию по беременности и родам?

Блог фотоклуба «Гродно»

Мнения

Вечерний Гродно

Газета Вечерний Гродно — новости и события города, статьи, публикации о Гродно.

добавить на Яндекс

2004–2018 © Перепечатка новостей и материалов, размещенных на сайте газеты «Вечерний Гродно», разрешается только после заключения письменного договора с редакцией. Иное копирование, перепечатка и распространение материалов сайта vgr.by без разрешения редакции запрещены.

Мнения авторов опубликованных новостей, а также оставленных на сайте комментариев могут не совпадать с мнением редакции. За содержание платных статей и баннеров ответственность несет рекламодатель.

АДРЕС: г. Гродно, 230025, ул. Социалистическая, 32
ТЕЛЕФОНЫ: отдел новостей — + (375) 152-77-23-78; 77-00-89; реклама — + (375) 152-72-00-36; 68-10-50; 68-10-51.

E-MAIL: vgrgrodno@gmail.com, news.vgr@gmail.com, vgr.reklama@gmail.com

УЧРЕДИТЕЛЬ: ЗАО «Редакция газеты «ВЕЧЕРНИЙ ГРОДНО»
УНП 590000914

СВИДЕТЕЛЬСТВО О РЕГИСТРАЦИИ №586, выдано Министерством информации Республики Беларусь 29.07.2009 года

Директор: Кучинский Александр Васильевич

Редактор сайта: Анна Влезько

Администратор: Татьяна Вишневская

2004–2018 © Все права защищены.
Система Orphus