22 Октября 2018

Из Хрустального в Чикаго: в Гродно показывают фильм, который представят на премию «Оскар». В нём есть место рейвам под статуей Ленина и экспортным лебедям

В четверг, 6 сентября, в киноклубе «Ракурс» открылся новый сезон. Впервые на обсуждение зрителей был вынесен белорусский фильм — «Хрусталь», мировая премьера которого состоялась в июне этого года на Международном кинофестивале в Карловых Варах. В Гродно картину представила режиссёр Дарья Жук.

В Гродно за неделю до премьерного показа на него уже не было билетов. Как и на фестивале в Чехии, зрители стремились попасть в зал даже на места в проходах, но на премьеру дополнительно пустили только прессу. Ажиотаж вызвал не только новый взгляд режиссёра на новейшую историю Беларуси и успех на нескольких кинофестивалях, но и первая за последние 24 года возможность белорусского фильма попасть в номинацию на премию «Оскар». Ради картины Дарьи Жук был специально восстановлен национальный оскаровский комитет, который расформировывается, если страна больше пяти лет не участвует в гонке за заветной статуэткой. Формально голосование должно проходить с участием нескольких претендентов, но «Хрусталь» со своей богатой фестивальной историей, известностью за рубежом и международной поддержкой сразу оказался вне конкуренции.

История, представленная в киноленте, разворачивается в знакомых постсоветских декорациях. Выпускница юридического факультета Веля, внешне похожая на каждую вторую современную столичную девушку, поддерживающую неформальную культуру, носит синий парик, слушает американский хаус на кассетном плеере и стремится в Чикаго за свободой и музыкой. Речь героини пестрит модными английскими словами, тщательно обёрнутыми в американский акцент, она противостоит скучной обывательщине серой и неуютной для неё столицы, борется с консервативной матерью, считающей, что «жить нужно дома». Но для исполнения американской мечты её максималистских порывов оказывается недостаточно. В очереди перед американским посольством девушка узнаёт, что для визы ей нужны крепкие связи с родиной и приличная работа — у Вели же только бойфренд-наркоман и диджейство на рейвах в музее Азгура с танцами под статуей Ленина. Купив поддельную справку якобы с места работы на заводе в посёлке Хрустальный и переписав оттуда номер телефона в анкету, героиня попадает в нелепую ситуацию: в посольстве обещают перезвонить для проверки данных, и Веле приходится ехать к хозяевам незнакомого номера, чтобы уговорить их подтвердить её легенду. Но провинциальная семья живёт совсем другими заботами, вовсю готовится к свадьбе сына-десантника и совершенно не интересуется метаниями главной героини, борющейся за право поднять трубку на старом дисковом телефоне...

Картина могла бы стать комедией с избитой историей обретения счастья в, казалось бы, совершенно неподходящих для героини условиях. Но на глазах зрителя разворачивается драма инициации, в которой Велю ломают физически, психологически, морально. Чужая в Хрустальном, Веля за неделю отсутствия дома становится чужой и для относительно близких людей, которые легко переживают отсутствие девушки, оставляя в её душе ощущение полной ненужности. Ей некуда идти, а мечта о свободе самовыражения и существования в целом ускользает из рук в последний момент, когда в неё были вложены все до копейки деньги, сожжённые мосты прежней жизни, личная неприкосновенность и остатки уважения к себе. Но, несмотря на этот эмоциональный коктейль, зрителя ждёт оптимистичный конец: жестокая действительность не ломает, а только меняет Велю. За неделю своего существования в удручающей её провинции она взрослеет, и уже совсем другие нотки слышатся в её торге за пиджачок «Джорджо Армани».

В этом прочтении образ хрусталя в фильме становится многограннее: из символа ненужного наследия родины он превращается в отражение характера Вели — недаром в изображение коллизий её жизни вклиниваются, на первый взгляд, малосвязанные с развитием сюжета сцены огранки хрусталя на заводе и кристально чистый экспортный лебедь, которого герои увозят с собой из посёлка.

Отчасти «Хрусталь» основан на реальных событиях — в центре сюжета лежит история из жизни сценаристки Хельги Ландауэр, родившейся и выросшей в Москве. Сама Дарья Жук в период своей жизни в Минске была увлечена местной рейв-культурой, а некоторые ситуации, показанные в фильме, происходили со знакомыми съёмочной группы. Картину снимала белорусская кинокомпания «Демарш-фильм» в сотрудничестве с продюсерами из США, Германии и России. По словам Дарьи, у неё был полный творческий контроль над фильмом, а в съёмках принимала участие команда из Беларуси, так что «Хрусталь» — в первую очередь белорусское кино. Посмотреть его в гродненских кинотеатрах можно будет до конца сентября.

Справка «ВГ»

Дарья Жук — белорусский режиссёр. Родилась в Минске, в подростковом возрасте переехала в США. Училась на экономиста в Гарвардском университете (одной из её сокурсниц Дарьи была Натали Портман), шесть лет работала менеджером на телеканале HBO, параллельно продюсируя несколько проектов. Во время учёбы на режиссёра в Колумбийском университете начала снимать короткометражки, одна из которых — «Настоящая американка» — получила приз за режиссуру от New York Womenin Filmand Television и диплом ММКФ «Лiстапад». Трагикомедия «Хрусталь» — полнометражный режиссёрский дебют Дарьи.

Дружите с нами в соцсетях и узнавайте новоcти первыми!
    

Заметили ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Уважаемые читатели! На сайте vgr.by введена премодерация комментариев в связи с изменениями в законодательстве о СМИ. Ваши сообщения будут опубликованы после проверки модератором.

ВНИМАНИЕ!При добавлении комментариев категорически запрещено: оскорблять чужое достоинство, сеять и проявлять межрелигиозную или иную рознь, призывать к насилию, переходить на личности, употреблять ненормативную лексику. Комментарии, в которых нарушены правила, будут редактироваться или удаляться. Авторы комментариев несут ответственность за содержание оставленных сообщений.

Защитный код
Обновить

Фотоновости

Как в сказке: в Гродненской области зацвели ромашки

Как в сказке: в Гродненской области зацвели ромашки

Нынешняя осень выдалась тёплой — настолько, что зацвели цветы. Фотограф Наталия Дорош 20 октября по дороге из Гродно в Слоним сделала уникальные для осенней поры снимки — на лугу цветут...

Добавить комментарий

Подробнее...



Фотоблог Наталии Дорош

Афиша «ВГ»

  1. ОК
  2. ВК
  3. FB
 
  1. Популярное
  2. Комментарии

Погода Гродно

Информация сайта pogoda.by

Курсы валют

Курсы валют в банках г.Гродно на www.ecopress.by

Вопрос недели

Как вы выбираете фирму по оказанию каких-либо услуг?

Вопрос - ответ

Какие справки нужны для оформления в пришкольный и летний оздоровительный лагеря?

Блог фотоклуба «Гродно»

Мнения

Вечерний Гродно

Газета Вечерний Гродно — новости и события города, статьи, публикации о Гродно.

добавить на Яндекс

2004–2018 © Перепечатка новостей и материалов, размещенных на сайте газеты «Вечерний Гродно», разрешается только после заключения письменного договора с редакцией. Иное копирование, перепечатка и распространение материалов сайта vgr.by без разрешения редакции запрещены.

Мнения авторов опубликованных новостей, а также оставленных на сайте комментариев могут не совпадать с мнением редакции. За содержание платных статей и баннеров ответственность несет рекламодатель.

АДРЕС: г. Гродно, 230025, ул. Социалистическая, 32
ТЕЛЕФОНЫ: отдел новостей — + (375) 152-77-23-78; 77-00-89; реклама — + (375) 152-72-00-36; 68-10-50; 68-10-51.

E-MAIL: vgr@mail.grodno.by, vechgr@gmail.com, vgr.reklama@gmail.com

УЧРЕДИТЕЛЬ: ЗАО «Редакция газеты «ВЕЧЕРНИЙ ГРОДНО»
УНП 590000914

СВИДЕТЕЛЬСТВО О РЕГИСТРАЦИИ №586, выдано Министерством информации Республики Беларусь 29.07.2009 года

Директор: Кучинский Александр Васильевич

Редактор сайта: Анна Влезько

2004–2018 © Все права защищены.
Система Orphus