«Светофоры» все-таки не закроют? МАРТ проверил сеть и не нашел недобросовестной конкуренции

Министерство антимонопольного регулирования и торговли проверило юрлица, развивающие популярную в Беларуси сеть жестких дискаунтеров «Светофор», как те формируют розничные цены на товары. Итог следующий — в «Светофорах» торговая надбавка была самой низкой среди всех магазинов.

Почему «Светофоры» вообще решили проверять?

Эта история берет свое начало еще с 2019 года. Тогда на имя министра МАРТ Владимира Колтовича белорусская Ассоциация розничных сетей направила письмо. В нем перечислялись главные претензии отечественного ритейла к «Светофорам» — пренебрежение санитарными и противопожарными нормами и правилами работы торговых объектов. Указывалось на отсутствии систем вентиляции, отопления, противопожарной сигнализации, несоблюдении температурных режимов хранения и реализации товаров, продаже товаров с истекшим сроком годности. Отдельно в письме обращалось внимание на несоблюдение ассортиментного перечня.

Наезд на «Светофор»? Белорусский ритейл недоволен форматом и условиями работы «жёстких дискаунтеров»

В ООО «ЛенПродуктСервис, которое продвигает бренд «Светофор» в Беларуси, отметили, что все претензии устранены.

«Мы всё исправили!»: МАРТ нашёл нарушения в магазинах сети «Светофор», но там ответили, что волноваться не о чем

После озабоченность возросшим количеством жалоб на «Светофоры» выразил первый вице-премьер Дмитрий Крутой, который заявил, что «мы должны всему рынку объявить понятные инструменты и механизмы конкуренции в определенных сегментах. Как магазины открываются, как они функционируют, кто их проверяет, по каким основаниям их можно закрывать. Чтобы неразберихи в этом плане не было. Потому что это вызывает недовольство не только у субъектов торговли, но и у граждан, которые получают товары непонятного качества по непонятной цене».

«Товары непонятного качества по непонятной цене»: на магазины «Светофор» поступает много жалоб — власти будут реагировать

В марте этого года по приказу министра антимонопольного регулирования и торговли Владимира Колтовича в отношении компаний-учредителей «жестких дискаунтеров», в первую очередь популярных магазинов «Светофор» было инициировано антимонопольное расследование. Магазины обвиняли в том, что они не соблюдают ассортиментные перечни, а также используют незаконные схемы при закупке товара.

Поводом для проверки стало заявление Ассоциации розничных сетей, в котором отмечено, что отдельная торговая сеть, позиционирующая себя как «жесткий дискаунтер» не соблюдает ассортиментные перечни, а также использует непрозрачные схемы приобретения товаров и демпингует, что заявитель рассматривает как недобросовестную конкуренцию.

— Торговая сеть «Светофор», используя непрозрачные схемы приобретения товаров, демпинг — то есть продажу товаров по цене ниже фактической себестоимости приобретения данного товара, обеспечивает себе высокие продажи (преимущественно импортных товаров), — говорилось в заявлении Ассоциации розничных сетей.

И что показала проверка?

Как отметили в МАРТ, в рамках расследования была проанализирована коммерческая политика торговой сети «Светофор» в части формирования розничных цен.

— Сравнительный анализ отпускных и розничных цен, уровня применяемых торговых надбавок в сети «Светофор» и иных субъектах розничной торговли (проанализировано 15 сетей) в разрезе отдельных наименований продукции, поставляемых отечественными производителями (поставщиками), показал, что в магазинах торговой сети «Светофор» торговые надбавки практически по всем сравниваемым позициям самые низкие и составляли до 14 процентов. — пояснили в ведомстве.

При этом у отдельных торговых сетей торговые надбавки на сравниваемые товарные позиции были выше до 9 раз. В ходе анализа торговых надбавок в торговой сети «Светофор» по перечню товаров, формирование цен на которые вызывает сомнение, представленного Ассоциацией розничных сетей, установлено, что уровень применяемых ими торговых надбавок на анализируемые товарные позиции составлял 14 и 18 процентов.

В итоге МАРТ признал факт отсутствия нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного статьей 31 Закона, в действиях торговой сети «Светофор».

А кто еще сегодня работает в формате «жесткого дискаунтера»?

В Гродно в данном формате работает только две сети — уже упомянутая российская сеть «Светофор» и дискаунтеры «Копеечка». Кроме того, пару месяцев назад в Гродно появился первый и пока единственный дискаунтер «Грошык». Его запустил «Евроторг», владеющий самым крупным ритейлером Беларуси «Еврооптом».

Цены ниже, но без скидок и акций: на улице Ольги Соломовой открылся первый в Гродно жесткий дискаунтер «Грошык» — смотрите, как это было

Справка «ВГ»

«Светофор» — российская торговая сеть. Первый магазин открылся в Красноярске в 2009 году, а сейчас франшиза насчитывает более 700 точек по РФ. Сеть является лидером для магазинов формата «жесткий дискаунтер». На сегодня в Беларуси насчитывается уже более 20 «Светофоров», первый открылся в Барановичах в 2017 году.

В Гродно работает три «Светофора» — первый на улице 1-го мая открылся в мае 2018 года, после появилась точка на улице Славинского, 8, а недавно открылся третий магазин, который находится на улице Санаторная, 1, по соседству с магазином б/у одежды «Мегахэнд».