Коронавирус отменил туры — как теперь вернуть деньги за путевки?

Пандемия резко поменяла планы путешественников на отпускной сезон и поставила турагентства на грань выживания. Стоит ли надеяться на отдых за границей в этом сезоне и как вернуть деньги за путевку, если решили остаться дома?

Иллюстрация случайна. Фото: uol.com.br

Деньги остались в Турции и Египте

Свой ежегодный отпуск читательница «Вечернего Гродно» Светлана с сестрой решили провести в Египте. Нежиться на пляже собирались в «бархатном» апреле, но коронавирус перечеркнул планы. В турфирме предложили перенести поездку на август, и теперь женщины пытаются договориться по поводу путёвок, обошедшихся примерно в 1200 долларов на двоих. Светлана полагает, что к концу лета поводов отказываться от поездки не будет, но сестра предпочитает обойтись в этом году без «заграницы».

— Если я не уговорю сестру, от отдыха откажемся. Наш агент утверждает, что уплаченные деньги будут возвращать вплоть до конца года! Мы понимаем, в каком положении оказались туроператоры, поэтому требовать возврата сейчас не стали. Но как быть, если мы всё же решим остаться дома? — недоумевает собеседница.

Ситуацию с механизмом возвращения средств туристам, которые остались дома из-за пандемии, прокомментировал заместитель премьер-министра Беларуси Дмитрий Крутой. По его словам, разрабатывается соответствующий нормативный правовой акт. Однако говорить о конкретных параметрах и нормах, которые будут в него заложены, сложно.

«Деньги, которые наши туристы заплатили за путёвки в условиях раннего бронирования, сейчас находятся у конечных бенефициаров в Турции, Египте и других странах, закрытых в связи с жёсткими карантинными мерами. Нужно понять финансовую схему, когда они смогут вернуть деньги, а наши туристические компании — оперативно рассчитаться с людьми», — отметил заместитель премьер-министра.

Дезинфекция пирамид в Египте. Фото: Khaled DESOUKI/AFP

Путёвку «заморозят» в валюте

В гродненских турфирмах признаются: коронавирус парализовал их деятельность ещё месяц назад. Офисы пустуют, сотрудники переведены на удалённую работу, но все вопросы решают оперативно. Клиентов успокаивают: сорвавшийся отдых можно перенести на другую удобную дату за те же деньги.

— Наши туристы ждут, пока возобновятся полёты. Те, кто не уехал в Египет в апреле, собираются выбрать эквивалентный по сумме вариант, когда направление откроется. Сроки переноса разные, но люди не теряют надежду на нормальный отдых, — рассказывает управляющая ООО «СоларТур» Наталья Панова. — Главное, чтобы не было запрета выезжать. В Египте гостей будут встречать с тепловизорами. Ещё пугают, что каждому понадобится справка об отсутствии коронавируса или её будут делать по прилёте. Но где её взять, как сдать анализ, сколь долго будет действителен результат?

Некоторые минские операторы автобусных поездок не возвращают туристический сбор, и у коллег Натальи возникли трудности с клиентами. Но в «СоларТур» убеждают, что тем, кто собирается вернуть путёвку, волноваться не стоит: за все отменённые весенние поездки фирма выплатит в полном объёме. Однако возврата потраченных денег действительно придётся ждать — зарубежные партнёры получили право отсрочки денежных обязательств минимум до конца года. Это значит, что уплаченное ранее по исполнению договоров вернётся турфирмам, а значит и клиентам, не ранее 31 декабря 2020 года.

— Клиентам выгоднее перенести тур, чем его аннулировать. Расторгнув договор по неотменённым броням, можно получить выплату фактически понесённых затрат. За все отменённые туры апреля и мая вернут полную стоимость. Но что будет с этой суммой к 31 декабря? Клиенту лучше заморозить её в валютном эквиваленте по курсу, который он оплачивал, и с комфортом воспользоваться ею чуть позже, — уверена Наталья Панова.

Фото: wallpaperflare.com

Пока турфирмы загнаны в замкнутый круг: отменены поездки по Беларуси, заканчиваются страховки и техосмотры на автобусы, нет средств на выплату транспортного сбора за пользование дорогами. При этом до сих пор не введены финансовые послабления: турфирмы платят налоги, единицы из них получили скидки по аренде.

— С въездным туризмом всё грустно. На майские праздники в Гродно в этом году невозможно было забронировать гостиницу, столько гостей хотело приехать в наш город! Тургруппы — это поездки на Августовский канал, катание на пароходе и питание, аттракционы, театры и концерты. Страдаем не только мы, но и все, кто связан с этим бизнесом. Так как раньше, уже не будет, но мы надеемся, что летом сможем выжить, — резюмирует Наталья Панова.

Комментарий эксперта

Председатель ОО «Гродненский центр правовой помощи потребителям» Жанна Гостяева:

— Согласно статье 386 Гражданского кодекса РБ, если одна из сторон в силу непредвиденных обстоятельств (в данном случае — из-за пандемии коронавируса) не может выполнить условия договора, она не вправе требовать от другой стороны удовлетворения по договору.

Тем не менее рассчитывать на то, что деньги за несостоявшийся отдых всё-таки вернут, можно и нужно. Как правило, такие моменты прописаны в договоре. И если поездка не состоялась по независящим от сторон обстоятельствам, потребитель вправе потребовать от турфирмы возврата денег в указанный срок. Это могут быть три дня или несколько месяцев. Учитывая ситуацию в стране и мире, этот срок должен быть разумным.

Некоторые турфирмы предлагают клиентам законсервировать деньги или перенести поездку на другой месяц, когда ситуация стабилизируется.

Если же турфирма возвращать деньги отказывается, клиент может обратиться в суд. Такие дела уже есть. Одно из них закончилось мировым соглашением — турфирме дали рассрочку на несколько месяцев.