Отчитывала губернатора, а на уроки приходили министры: Гродненской учительнице Итте Сукристик 100 лет

Гродненской учительнице истории с пятидесятилетним стажем Итте Самуиловне Сукристик 2 февраля исполнится 100 лет. Накануне юбилея она рассказала, как профессия помогла пережить войну, чем влюбляла в себя учеников, за что отчитала председателя облисполкома и каково пережить родного сына.

«Я простолюдка» — эти слова Итта Самуиловна повторила с десяток раз за разговор. Несмотря на звание заслуженного учителя БССР, десятки ставших известными учеников, собранный ею по крупицам мемориальный музей Карбышева и сотни добрых дел за долгую жизнь, она остаётся простым человеком, который не любит говорить о своих заслугах.

На учёбу без копейки

Итта Самуиловна росла в бедной семье в Жлобине. Несмотря на это, когда окончила школу-десятилетку, поступила в БГУ имени Ленина на истфак.

— Я поехала учиться, не имея никакой материальной поддержки. Жила на стипендию. Но когда окончила четвёртый курс, ввели плату за обучение, и продолжать учиться уже не могла, — вспоминает Итта Самуиловна.

Такие студенты имели право работать учителями лишь в 5–7 классах сельских школ. Тогда двадцатилетняя девушка вернулась на родину и стала учителем в сельской школе в семи километрах от Жлобина, но преподавала и у старшеклассников.

Зарыли в яме всю родню

Спустя год началась война, и молодую учительницу вместе с сестрой, которая училась в седьмом классе, эвакуировали в Балашов Саратовской области. Девушки должны были работать в колхозном свинарнике, но образование Итты спасло их — молодой учительнице посоветовали идти в райцентр на место учителя истории, которого забирали на фронт.

— В начале войны мама сказала закопать все документы, поэтому при себе у меня был только значок планериста — в университете окончила курсы, мечтала быть лётчиком, как муж сестры, — рассказывает женщина.

После войны девушки вернулись в Беларусь и узнали, что всю их родню, 26 человек, среди которых были и отец с матерью, уничтожили фашисты. Все они были евреями, их в числе 3500 узников концлагеря расстреляли и зарыли в общую яму, которую они сами выкопали.

Позвал замуж, когда были на «вы»

После войны Итта Самуиловна заочно окончила университет, и её направили на работу в Щучин. Она заняла должность заведующей отделом по кадрам в райкоме партии. С отчётами о работе в числе многих к ней приходил главный редактор газеты «Чырвоны сцяг» Василий Петрович, который позже стал ей мужем.

— Он всё присматривался, а потом пригласил в кино. И, провожая домой, позвал замуж. Я волновалась, что старше его на три года — мне было 27, — смеясь, рассказывает собеседница. — Я ответила, мол, знаете, Василий Петрович (на «вы» тогда были), я этот вопрос сама не решаю, и сказала прийти завтра к моим соседям, которые были мне как родители.

Скромный и строгий парень соседям понравился, и они дали добро. На свадьбу, вспоминает женщина, денег не было. Василий был парнем из деревни, который прошёл войну и содержал родителей с двумя маленькими братьями. Но праздник состоялся — его сделали товарищи, а чтобы собрать семейный капитал для молодожёнов, они по кусочкам распродали среди гостей свадебный торт.

Несмотря на скромные ухаживания, признаётся Итта Самуиловна, любви в семье было много, хоть первое время жили вшестером с роднёй мужа в одной комнатке. В счастливом браке у пары родились сыновья Сергей и Владимир.

Отчитала председателя облисполкома

Когда появился второй ребёнок, семью Сукристик направили в Гродно. На свой первый урок в СШ № 1, где учились дети городских начальников, Итта Самуиловна надела новые лаковые туфли, которые сшил для неё дядя-сапожник, и купленное им платье — это были лучшие вещи в гардеробе.

— Одна девочка весь урок смотрела на меня с ухмылкой. Я не подала виду, а после урока попросила её остаться. Несколько моих слов — и та заплакала, призналась: «Я виновата, но мне просто… понравились ваши туфли», — смеётся педагог. — Потом я стала её любимой учительницей, а она — моей любимой ученицей.

Наша гостья вспоминает, что ей всегда удавалось найти подход и к талантливым, и к сложным подросткам. Она убеждена, что на поведение детей могут повлиять только родители. Однажды пришлось до вечера ждать приёма у председателя облисполкома, чтобы поговорить с ним о его сыне — мальчик чувствовал статус, но ему не хватало твёрдой руки отца.

Справедливость, способность увлечь предметом и умение найти слова поддержки сделали своё — у Итты Самуиловны немало учеников, которые стали не только отличными педагогами, как, например, бывший директор Гродненской городской гимназии Анна Дулуб, но и тех, кто занял высокие должности, как украинский министр обороны. Письма и звонки от благодарных учеников приходят до сих пор. Все они большой стопкой бережно хранятся дома. В квартире стоит бюст мужа, подаренный выпускником, который стал архитектором.

Покорила министра выдержкой

В СШ № 1 Итта Самуиловна проработала 28 лет. Перед выходом на пенсию в 1973 году получила признание за труд не только от учеников, но и от министра просвещения.

— Ко мне прибежал директор и сказал, что сейчас ко мне на урок придёт министр Михаил Минкевич. Возражать не стала — мне бояться нечего, а материал всегда давала наглядно — для этого не ждала комиссий, — вспоминает с улыбкой.

После урока гость просто попрощался и ушёл, а через неделю Итте Сукристик вручили нагрудный знак заслуженного учителя БССР. Она была первым педагогом в школе, который получил такую награду.

— Оказалось, что министр по пути заезжал в разные школы, но его не пригласили ни на один урок. После моего он был в восторге и рассказывал о нём везде, куда ехал дальше, — говорит Итта Самуиловна.

Собрала в городе весь Советский Союз

Выйдя на пенсию, стала работать в СШ № 15, где её муж был директором. Там продолжила начатое им дело по увековечиванию памяти героя Советского Союза Д. М. Карбышева. Возле школы построили новое двухэтажное здание музея.

— Мы боролись за право назвать школу его именем и держали связь с другими школами всего Союза вплоть до Сахалина. Я дважды принимала делегации из двенадцати стран на слёте карбышевцев, который у нас проходил, — вспоминает собеседница.

Стены школы она покинула лишь спустя пятнадцать лет, когда музей был полностью готов. Сейчас здание закрыли на ремонт, а экспонаты пока хранятся в подсобном помещении школы. Среди них есть циркуль Дмитрия Михайловича и платок его матери, подаренные дочерью Карбышева во время её визитов в Гродно.

Секрет долголетия — сыновья и медицина

Женщина ходит медленно, но без посторонней помощи. Она достаёт фотографии из старенького буфета.

— Это я на уроке в школе — молодая. Волосы красила — седые стали после войны. А это мой муж — его уже нет тридцать два года.

Со здоровьем, признаётся Итта Самуиловна, уже неважно:

— Если бы не поддержка детей, а младший сын Вова не стал бы отличным врачом-неврологом, я не думаю, что прожила бы столько. Он лечил меня тридцать лет, а самого не стало полтора года назад, — не сдержав слёз, рассказывает Итта Самуиловна.

Женщина живёт одна, на несколько часов в день ей составляет компанию помощница Елена. Старший сын Сергей с семьёй живёт в Минске, но часто навещает маму. Зато на юбилей к бабушке съедутся почти все — сын, невестки, четверо внуков и трое правнуков. Многие приедут из-за границы — Германии, Швейцарии, США. Будут друзья, соседи и, конечно, много любимых учеников.

Уроки жизни от Итты Сукристик

  • Относитесь к себе с любовью. Берегите себя: кушайте вовремя, следите за здоровьем и много не плачьте, как когда-то это делала я.
  • Главное в жизни — быть хорошим человеком. Нужно любить людей, никого не обижать и помогать друг другу. У меня была сложная жизнь, но я справлялась благодаря помощи хороших людей.
  • Будьте стойкими и ничего не бойтесь. Нужно быть уверенным в себе и работать, тогда вы сможете сказать, что вы всего заслужили сами.
  • Цените родителей, кем бы они ни были! Они будут любить вас и защищать, пока живы.