Двор с видом на Старый замок: как живут и о чём мечтают жители улиц левого берега Немана

Интересно, какой открывается вид из окна вашего дома? Может быть, это двор спального района или шумный проспект, а может, трубы «Азота» или парк? Жителям левого берега Немана можно позавидовать — из их окон во всей красе видны жемчужины города: Коложская церковь, замки, каланча и драмтеатр. Но такое соседство пока не превратило Портовую и Левонабережную в элитный район, застроенный дорогими коттеджами.

Там живут обычные гродненцы со своими мечтами и проблемами. Журналисты «Вечёрки» спустились к Неману и попытались отыскать следы бывших речников.

Портовых почти не осталось

Тёплое январское солнце перед закатом оставляет лучи на стенах замков и драмтеатра. Отсюда, с Левонабережной, реконструкция Старого замка выглядит ещё величественнее, чем, например, со старого моста.

На ждущей лучших времён барже «Галере», пришвартованной к берегу, неподвижно смотрит на поплавок рыбак, по дорожкам сквера гуляют мамы с колясками. Район жилой застройки, примыкающей к порту, словно замер во времени. Зажатые между сквером и мебельной фабрикой старые дома на Портовой и Левонабережной выглядят необитаемыми, но стоит подойти поближе — вот они, «следы»: аккуратные грядки на огороде, мангал во дворе, развешанное на верёвке бельё, несколько «тарелок» на фасадах деревянных домов с добротным фундаментом.

— Как живётся? Нормально живётся, не жалуемся, только давно ремонта не было, чердак почти сгнил, — говорит мужчина, прогуливающийся по берегу с собакой Найдой.

Александр живёт на Левонабережной больше сорока лет. В квартиру в портовом доме он переехал сразу после свадьбы.

— Тёща отработала в порту бухгалтером тридцать пять лет, там же трудился тесть, он был сварщиком, — рассказывает мужчина. — В нашем районе портовых почти не осталось…

Объехал всю страну, но такой набережной нет нигде

Дома № 41 и 43 для своих работников порт построил в середине прошлого века. Сейчас один из них передали Октябрьскому УЖРЭП. Александр вспоминает, что раньше рядом с домами, на месте нынешнего сквера, стоял лесопильный завод, куда из Мостов по Неману гнали брёвна, связанные в плоты. Предприятие сгорело в начале 1970-х.


— Я занимался греблей, мы подплывали и хватались за брёвна, — вспоминает собеседник.

Александр объездил всю Беларусь, но, говорит, только в Гродно набережная Немана остаётся необустроенной:

— В Пинске сделали красивую набережную, а у нас не могут привести берега в порядок и одеть реку в бетон.

Старожил вспоминает серебристые осины, которых было шестнадцать, осталось лишь пять.

— Когда спиливали деревья, шины бензопилы не хватало — ствол был больше метра. Наверное, древесина пошла на мебель.

Летом тишину Портовой улицы нарушает музыка из кафе на другом берегу и шум автомобилей на набережной. Огорчает Неман, который за последние годы сильно обмелел.

— Летом по воде можно пройти до фарватера. — Александр показывает в сторону противоположного берега. — Рыбы совсем не стало: клюёт только мелкая плотва и густера, даже брать жалко: она размером со спичечный коробок.

Житель Левонабережной Игорь получил служебную квартиру от УЖРЭП Октябрьского района в 1997 году.

— Здесь одно удовольствие — тихо, спокойно, для детей вообще благодать, — говорит мужчина. — Нам бы хотелось, чтобы отремонтировали дорогу и проложили в дома газ, ведь труба лежит в земле уже пятнадцать лет.

В домах пользуются печным отоплением, но рассказывают, что в этом году некоторые из них ждёт капремонт и установка электрического отопления.

Пока Портовая и Левонабережная застыли в ожидании перемен, вверху, на Краснопартизанской (раньше она называлась Млынарской), полным ходом идут строительные работы. Возвели несколько дорогих коттеджей, на иных участках сносят ветхие дома и заливают фундамент для будущих построек.

P.S. Редакция благодарит историка Андрея ВАШКЕВИЧА за предоставленные фотографии истории района.