«Берегу то, что осталось»: настоятель гожского костёла рассказал о Голгофе в бутылке и дубе в честь Иоанна Павла

Настоятель гожского костёла Павел ШАНЧУК не только окормляет паству, но и бережёт историю посёлка. Журналистке «Вечёрки» ксёндз рассказал о дереве Папы Римского, Голгофе в бутылке и самых хрупких экспонатах своей коллекции.

Гордится воспитанниками и ждёт реставрации органа

Отец Павел служит в посёлке восемнадцать лет. За это время успело вырасти новое поколение, о котором настоятель отзывается с гордостью: юноши и девушки ежегодно дарят чудо тем, кто встречает праздник в доме-интернате в Головичполе. Молодёжная благотворительность в Гоже процветает больше десяти лет, поэтому каждый год 150 детей с инвалидностью получают подарки накануне Рождества и Пасхи.

— Мне везде встречались хорошие люди. Здесь большой приход: вместе с окрестными деревнями тех, кто считает себя католиками, насчитывается 1150 человек. На службу приезжают из Соболян, Ритмицы, — рассказывает священник.

Павел Шанчук родом из Мостовского района, служил в храмах в Ошмянах и Островце, но привязался к Гоже и, кажется, изучил здесь каждый клочок земли. Костёл, где он несёт службу, — четвёртый в истории Гожи. Местечко несколько раз подвергалось разрушениям — по нему прокатилось татаро-монгольское нашествие, проходили русские, шведские войска. Гожа возрождалась заново, а вместе с ней над домами вырастал храм, который, вопреки традиции, каждый раз возводили на новом месте. Нынешний костёл Святых Петра и Павла, вошедший в список историко-культурных ценностей страны, был основан в 1862 году.

— В 1942 году в костёл попал фашистский снаряд. Храм обстреляли из-за того, что на башню поднялся мальчик с подзорной трубой. Его линзу приняли за прицел, — рассказывает отец Павел и указывает на оплавленный колокол на специальной подставке. — Колокол упал и раскололся. Теперь он стоит здесь как память о трагедии.

В 2018 году, накануне празднования 150-летия, в костёл угодила молния. Отреставрированный храм выгорел изнутри, но его быстро восстановили: работы вели толокой, всем посёлком. Поставили стеклянную витрину с обгоревшими богослужебными книгами и утварью, на стене сохранили закопчённый участок, показывающий, что наделал пожар.

— Старое одеяние осталось целым — накануне пожара дети унесли его в другое помещение. Теперь священники не носят такие одежды, они тяжёлые и весят несколько килограмм, — отмечает собеседник.

Больше всего Павел Шанчук жалеет о вновь разрушенном органе, который восстановили в 2014 году. В нём оплавились трубы, и теперь он снова ждёт мастера — нужную на реставрацию сумму уже собрали.

— Ждём востребованного специалиста международного уровня. Он пообещал, что восстановит орган, но его график расписан на месяцы вперёд. Сейчас он занимается инструментом в Одессе, — объясняет ксёндз.

Раритеты искали с металлоискателем

Гожцы называют Павла Шанчука хранителем истории и гордятся собранным им музеем. Ксёндз мечтал разместить его в старинной плебании, где он нашёл первый экспонат — раритетный патефон. Однако деревянная постройка отжила своё. Импровизированная экспозиция находится в доме священника.

— Посмотреть приезжают группы белорусских туристов, бывают гости из Литвы. В этом помещении проходят занятия воскресной школы, ребята много знают об истории посёлка. Пусть эти вещи не представляют уникальной исторической ценности, но увидеть их можно всегда — двери открыты для посетителей, — улыбается ксёндз.

Коллекцию пополняли жители Гожи и окрестных деревень. Отец Павел ходил по участкам с металлоискателем. Раскопки доказали, что на этой территории были поселения в каменном веке. В 1885 году кузнец Казимир Роман нашёл на берегу Немана бивень мамонта, в 1912-м в окрестностях попадались каменные топоры и зубила. Теперь на этих местах стоят коттеджи, но в музей продолжают поступать старинные предметы.

— Охотник Иберт с французскими корнями нашёл на Немане лодку-долбанку из цельного ствола дуба. Ещё в 80-е годы прошлого века она использовалась, на ней видны современные латки. Лодка большая, не проходила в двери, поэтому пришлось заносить её через окно, — поясняет наш экскурсовод.

Защёчные монетки и… ночной горшок

Среди сотен экспонатов — старинные документы, религиозные книги, часы, утварь, крестики и иконы. Есть и трогательная столетняя вещица, которую сделал солдат: внутрь стеклянной бутылки помещена маленькая деревянная Голгофа. Назначение некоторых предметов угадывается с трудом: не сразу поймёшь, для чего предназначена стеклянная мухоловка в виде витого сосуда или ушные палочки, похожие на крохотную оправу для зеркальца. Собеседник шутит, что многоразовые предметы оценили бы поклонники безотходного производства.

— Это чешуя — лёгкие монетки из серебряной проволоки, которые в Петровскую эпоху носили на базар за щекой, чтобы избежать кражи, — показывает ксёндз россыпь монет и продолжает: — Узнаёте предназначение этого сосуда? Это ночной горшок.

Больше всего Павел Шанчук ценит не древние предметы вроде каменного топора, а хрупкие и лёгкие фотографии и открытки. В музее сохранились снимки довоенного костёла, увеличенные из фотографии размером со спичечный коробок, открытка, написанная по мотивам легенды о Божьей Матери, укрывшей покровом костёл.

— Берегу то, что осталось. К сожалению, такие вещи из-за хрупкости теряются в первую очередь. Но я люблю их, потому что в них — истории людей. Сейчас хранят гигабайты фотографий на цифровых носителях, но оттуда они стираются ещё быстрее, — считает настоятель.

На прощание Павел Шанчук показывает ещё одну гордость — дуб, освящённый папой Бенедиктом XVI в Ченстохове. В Гожу его вместе с официальным сертификатом привезли друзья настоятеля.

— Это единственный дубок, освящённый папой в Беларуси. Я назвал его Иоанн Павел, — улыбается хранитель гожской истории.