«Не хочешь учиться — уходи!»: гродненцы рассказали, как учатся за границей

Всё больше ребят едут учиться за границу. Для одних это прежде всего престижно, другие видят для себя новые возможности. Мы нашли несколько студентов иностранных вузов и спросили, в чём особенности учёбы за границей.

Фото носит иллюстративный характер

Артём КОЛЯГО, студентИнститута исследований символьных вычислений в Хагенберге (Австрия), программист:

— В Беларуси работал программистом, понял, что хочу дальше развиваться в профессии. Поэтому, когда друг позвал в Австрию, где сам учился, я решил ехать за пять минут. Первые полтора года учил немецкий и работал, затем поступил в один из лучших IТ-вузов Австрии, в Хагенберге. Это высшая школа, где делают упор на практику и работают в индустрии, в отличие от классического университета, где дают академическое образование. Кстати, мой кампус находится в деревне.

Не было высшей математики, которую полтора года учил в Беларуси, но был очень полезный предмет «Социальная компетенция», где нам рассказывали, как проходить собеседования, а принципы менеджмента объясняли на примере управления лошадью в конюшне. Студентам, которые изучают разработку приложений для iOS, дают по макбуку. Для студентов моей специальности купили два сенсора — их используют разработчики беспилотных авто. Каждый стоит 5000 евро.

Летом на каникулах, с июля по сентябрь, проходил практику в исследовательском институте компании, которая занимается беспилотными автомобилями. У меня был ментор, он рассказывал о технологиях и давал задачи. Мне платили 1000 евро в месяц. Серьёзные компании типа BMW и Porsche берут практикантов не меньше чем на полгода, с тем чтобы в перспективе взять их на работу.

Полина ПЛАТОВА, студентка 5 курса ГрГУ, семестр училась в Университете прикладных наук имени Кароя Эстерхази в Эгере (Венгрия):

— После поездки я поняла, что учёба в университете может быть другой. Первое, что порадовало, — отношение к иностранным студентам. С тобой хотят общаться, готовы перенимать опыт и делиться своим. Общежитие для иностранцев стоит дешевле, чем для местных. Большинство занятий — практические. Студентов часто возят на предприятия, чтобы они видели, как теория применяется в реальной жизни. Можно заменять предметы, чтобы не тратить время на те, что тебе неинтересны. С экзаменами так: не сдал — не засчитают весь курс, и придётся учить его заново в следующем семестре. Это удобно, ведь можно не спешить к пересдаче, а реально выучить всё, что не успел. Поэтому обучение, которое рассчитано на три года, может растянуться до четырёх, а можно, наоборот, уложиться в два года, если брать больше предметов и всё успевать.

Виктория ВЕЙКШНЕР, студентка Белостокского технического унивeрситeта (Польша) по специальности «туризм и рекреация»:

— Мы до сих пор не знаем своего куратора — студент сам учится решать свои проблемы, находить и выстраивать нужные контакты. Никто не будет держать «косячных» и неуспевающих. Не хочешь учиться — уходи! В середине пары перерыв 15 минут, в это время некоторые преподаватели включают расслабляющую музыку, в коридоре стоит ящик с яблоками и, самое элементарное, в туалетах всегда есть бумага. В каждой аудитории — компьютер, проекторы, интерактивные доски. Библиотека автоматизирована и работает круглосуточно: через окошко на улицу выведено устройство, в которое кладёшь книгу, и оно автоматически по коду вычёркивает её из моего списка. За четыре года учёбы в Беларуси я ни разу не воспользовалась студенческим, а тут он даёт скидку 50 процентов на проездные, в некоторых местах — на еду, одежду, билеты в музеи. Отличается и общение преподавателя со студентом. Недавно учитель философии пригласил нас на встречу с коллегами и выпускниками, чтобы обсудить волнующие темы и нововведения в университете. В кафе заказал пиццу, колу, предложил выпить пива. Отказались только белорусы (кстати, нас в группе 11 из 48 человек).

Полина МАКАРЕВИЧ, собирается в экономический вуз, но для этого должна окончить 12–13-й классы в штудиенколлег в городе Нордхаузене (Германия):

— Я была удивлена, когда поняла, что оценки конфиденциальны: их не ставят в журналы и не объявляют вслух на занятиях. Первая пара начинается в 7:30, но между ними пауза 40 минут, а не 15, чтобы всё можно было успеть. Платить нужно только за пользование учебниками — 250–500 евро в год. Питание организовано по желанию учащегося: сам выбираешь, заказываешь и оплачиваешь еду. На полтора евро наешься на день вперёд. На занятиях можно кушать, кроме кабинета информатики, в котором, кстати, не пять компьютеров, а тридцать. Лучшая оценка — 0,7, худшая — 6. Высшее образование могут получить только умные, подготовленные. Талантливых выделяют в начальной школе — лучшие после четвёртого класса идут в гимназии и потом могут поступать в университет. Остальные продолжают учиться, но у них профильное обучение, чтобы получить рабочую специальность.

Ирина ДМИТРИЕВА, выпускница Европейского гуманитарного университета в Вильнюсе, магистрантка университета в Чехии:

— У меня не было мечты учиться за границей, я одновременно поступила в Минск и Вильнюс. Но сейчас очень рада, что послушалась совета матери, хотя и было страшно: другая страна, люди, язык, да и я тогда была очень замкнутой, но благодаря учёбе там изменилась. Мы учились, свободно могли путешествовать по Европе и учебный процесс давал пространство для мысли. Например, при изучении «Экскурсоведения» сначала проходили теорию, потом ехали посмотреть, как работает экскурсовод, затем по парам создавали свою экскурсию с полной детализацией и проводили её нашим одногруппникам. Только после этого был экзамен. Так было со всеми предметами.

В Чехии немного меньше практики, но расписание можно составлять самому. Учёба всего три дня в неделю, поэтому могу совмещать её с работой. Много бонусов для студентов: скидки на автобусы и поезда, проездной на весь транспорт за 5 евро.