Охота на зайца — один день из жизни контролёров

Журналистка «ВГ» примерила роль контролёра общественного транспорта и узнала, на что идут зайцы, чтобы не платить штраф, до которого часа проверяют талончики и как стать психологом для пассажиров и самой себя.

Драпают и бьют сумкой

Моё дежурство с бригадой контролёров автобусного парка начинается в 14:00 — группа из пяти человек дежурит до 22:30, сменив коллег, работавших с 5:30. За бригадой закреплён дружинник Виталий Полубок — три года назад он вышел на пенсию после работы в органах внутренних дел. Его задача — удержать зайца до приезда милиции, только у него есть право применять физическую силу.

— Никогда не знаешь, как поведёт себя пассажир без талона. Приличный мужчина вдруг бросится убегать, бабушка с удостоверением инвалида попытается огреть сумкой, — отвечает на вопрос о типичных безбилетниках старшая группы Наталья Закревская.

Контролёром стать не так просто, как кажется: с административным нарушением не возьмут, изучить придётся многое — от расшифровки талончиков и выявления подделок до заполнения протоколов. Главное требование — стрессоустойчивость, поэтому не все кандидаты остаются.

За контролем следят в соцсетях

За день бригада меняет от трёх до десяти остановок. За смену нужно обслужить не меньше 65 транспортных средств. Тяжелее работается летом и зимой.

— Зимой из автобуса выходить не хочется, но мы внимания не обращаем: уже всё поотмерзало, — шутит Наталья и добавляет: — Главное, чтобы пассажиры реагировали адекватно, остальное — издержки работы.

В редакцию приходили замечания от читателей, что у контролёров нет форменной одежды. Отвечаем: она предусмотрена только для зимы. В остальное время достаточно беджа и видеорегистратора, который включают при входе в транспорт (это «успокаивает» нарушителей). Пассажир же может снимать проверку билетов только с разрешения. Зато вправе потребовать бедж, удостоверение сотрудника и правила перевозок.

Контролёры могут зайти в троллейбусы и автобусы на любой остановке. Среди поводов её сменить — пересечение с коллегами из троллейбусного депо, долгий интервал между рейсами или «рассекречивание» в социальной сети.

— Не успели подъехать, как наше местоположение уже «слили», — Татьяна Жилинская показывает обидные упоминания в группе «Контроль Гродно». — Кому-то, оказывается, проще стоять с талоном в руках, обновляя страницу браузера, чем заплатить за проезд. Нам в подписчики группы попасть сложно: по заявкам с личных страниц узнают, приходится заходить под чужим именем.

Мамаши щиплют малышей

К автобусам подходим группой: каждый проверяет свою часть салона. Два улыбчивых парня не могут заплатить штраф, но если бы все так реагировали, говорят контролёры, было бы проще. На деле достаточно других примеров: подростки часто бросаются убегать, женщины щипают своих малышей, чтобы те плакали, некоторые кричат, что штраф разорит семью.

— Никто не идёт в магазин за продуктами, если у него нет денег. Чем проезд отличается от покупки? При этом все хотят, чтобы автобус приходил вовремя, в нём было чисто и тепло, — пожимают плечами проверяющие.

У парней документов нет. Обещаниям принести паспорт из дома и фотографиям документов на телефоне не поверят — случалось, что назывались даже именами умерших родственниками. Приезжие часто пытаются воспользоваться билетом на общественный транспорт из другого города.

— Мы все отчасти психологи, входим в положение, избегая лишних конфликтов. Предлагаем варианты, ждём, пока кто-то из родных принесёт деньги или документы. Раньше часто жаловались, что нет наличных, поэтому уже год у нас есть терминалы для карточек, — рассказывает Наталья.

Полчаса в служебной машине — и у ребят в кошельке находятся деньги.

Плевок ценой в 30 базовых

Следующая нарушительница упорствует: талончик пробила, виноват компостер. Татьяна Аракелян внимательно рассматривает измятый, но не пробитый билет. Его подошьют к протоколу, с которым безбилетницу отвезут в РОВД. Дело решается контрольной просечкой: если компостер действительно неисправен, пассажира отпустят. Во многих автобусах компостеры во время контроля выключаются, но даже тогда зайцы говорят, что «талончик зажало». Контролёры ждут, когда салоны оснастят современными устройствами валидаторами: им будет проще, пассажиры станут реже передавать друг другу талончики.

После РОВД едем на Лидскую улицу. Виталий выводит пьяного мужчину, изображающего эпилептический припадок. Спустя несколько минут заяц пытается улизнуть со скамейки, на которую его усадил дружинник.

— Чего только не делают, чтобы не платить за проезд! Выпрыгивают в форточку, валятся на землю, вызывают себе скорую. Однажды женщина начала есть собачий помёт, — рассказывают собеседницы. — Был случай, что девушка плюнула Виталику в лицо, за что получила штраф в тридцать базовых. Накричавшись, безбилетники, бывает, извиняются, но за них вступаются другие пассажиры.

Пока Виталий присматривает за исходящим пеной мужчиной, Александра и Татьяна подошли к хозяину бойцового пса: собака без намордника — это повод для высадки. Покупать талончик для животного не надо. Тогда как велосипед при перевозке должен быть оплачен и находиться в разобранном состоянии.

— Дайте талончик, чтобы я дальше поехала, — просит женщина, оплатившая штраф. Ей терпеливо объясняют: билет в стоимость штрафа не входит. У бригады можно купить талоны прямо на остановке.

«Чувствуешь себя звездой»

Рабочий день заканчиваем, меняя остановки на Вишневце. Многие считают, что вечером контроля нет, но проверка может проводиться хоть до полуночи. Пассажиров стало меньше, и «коллеги» вспоминают, как привыкали к службе. Наталья в контроле тринадцать лет и знает, что важно накопившийся за день негатив оставлять перед порогом дома.

— Первое время я каждый вечер рыдала, потому что в ответ на улыбку пассажиры хамили, проклинали мою семью до седьмого колена. Со временем это накапливается, и вместо отпуска отправляешься в больницу с давлением. Но всё равно с каждым нужно быть вежливым, — вздыхает женщина.

Спасает поддержка коллектива: обсудят обиду, и она перестаёт быть острой. В выходные почти все хотят тишины: едут за город или наслаждаются домашним спокойствием.

— Стараюсь никуда не выходить и уж точно не ездить! Если очень надо, надеваю тёмные очки, иначе узнают. Звездой себя чувствуешь! — смеётся Александра.

Справка «ВГ»

Сумма штрафа — 12,75 рубля, столько же безбилетник отдаст, если подъедет на улицу Карского, 35 на следующий день до 8:30. В противном случае размер штрафа определит комиссия службы пассажирских перевозок: в течение месяца после её решения нужно заплатить 17,85 или 25 рублей. При просрочке сумма вырастет до 63 рублей.