Магазинное молоко не пьют даже коты: один обычный день из жизни необычной Гожи

Ждут стадион и Дом культуры, мечтают о зоне отдыха и пьют из родника — как живёт агрогородок под Гродно, куда на шопинг и в парикмахерскую едут туристы из Литвы.

Магазинное молоко не пьют даже коты

Агрогородок радует взгляд аккуратными домиками с благоустроенными участками и встречает нас забытой белой «Волгой» с шашечками такси. На лугу за костёлом приветливо тыкаются в ладонь мокрым носом коровы, а стоит свернуть на одну из 17 улиц — в ряд выстроятся ухоженные коттеджи. К числу таких относится дом семьи Янковичей. Они нашли место хозяйственным постройкам, клумбам и фонтану с беседкой. Для хозяина Ивана Ивановича домашний труд — хобби после работы грузчиком в магазине.

— Были бы желание трудиться и здоровье, — рассуждает Иван. — Если хватит сил, то расширим хозяйство: купим доилку, два гектара земли — трактор есть.

Четыре стада в 120 голов, содержавшихся на частных подворьях, ушли в прошлое, сегодня на всю Гожу — три бурёнки. Рогатая Красуня и молоденькая Мура — у Янковичей. Они тянутся к хозяину, который не только накормит, погладит и помоет, но и подоить может — с детства помогал матери на ферме. С коровами делит хлев свинья, на участке пасутся куры, несёт вахту несколько собак, возле крыльца лежат два кота. Иван признаётся, что любовь к животным перенял от родителей.

— Когда старая корова умерла, сын ходил как чумной. Поехали в Щучин за Красуней, забрали её с фермы, где бурёнок почти не кормили и зимой держали на улице. Она ела сено так, что давилась, — со слезами рассказывает мать Ивана Ивановича. — Отдохнула, и молоко пошло рекой. Когда сын приходит домой, коровы лижут ему руки, целуются.

«Рогатое» хозяйство у Янковичей окупается сполна. От магазинной «молочки» они давно отказались: дети знают вкус настоящего парного молока, домашнего творога и сметаны, вручную взбитого масла. За ними ходят и соседи, и спрос превысил предложение — иногда не остаётся хозяевам.

— Магазинное молоко у нас не пьют даже коты, — смеётся Иван. — Сделанное своими руками всегда лучше.

Почём домик в деревне?

Население агрогородка растёт: горожане приезжают на лето и остаются насовсем. Хорошее транспортное сообщение, лес, Неман и Гожанка, озёра и сеть криниц сделали Гожу востребованной. По генплану, под индивидуальную застройку передадут больше 60 участков, цена которых стартует с 16 тысяч у. е. Не менее трети продаются с аукциона, остальные предоставляют нуждающимся в улучшении жилищных условий: на очереди стоят не только местные, но и гродненцы.

Горожане не всегда мечтают о домике в деревне: спросом пользуется многоквартирная застройка в Новой Гоже. Цена одного квадратного метра — 700 рублей. Вокруг Гожи нет вымирающих деревень: на месте старых домов растут коттеджи. В Барбаричах и Цидовичах под застройку отдано свыше 50 участков.

Застраивающаяся Гожа ждёт развития инфраструктуры. В ближайшее время появятся стадион и Дом культуры, откроются два новых магазина, расширят площади школы и детского сада.

— Одной из главных проблем остаётся отсутствие общепита. Гродненское облпотребобщество готово отчуждать изолированные помещения в старом торговом центре, но мы ждём прихода частника, который будет развивать свой бизнес, — рассказывает председатель сельсовета Наталья Макавчик.

 

В Новой Гоже закрылся бар военсервиса, недолго просуществовал и частный бар «Прыгожы», собственник которого живёт в России. Возможно, на его месте появится «Евроопт».

Стричься приезжают из Литвы

Новая Гожа, образовавшаяся после расформирования воинской части, стала центром развития бизнеса. В границы населённого пункта вошёл сектор № 2 СЭЗ «Гродноинвест», на территории которого действует около 60 предприятий. На них создаются рабочие места — проблем с безработицей нет. Один из новых резидентов СЭЗ — ИООО «Кроноспан», выпускающий полимеры. Успешно работают предприятия дерево- и металлообработки, производства мебели и ортопедических матрасов. Только на ООО «Едем» ежедневно выпускают 2000 изделий, пополняющих меблировку квартир, гостиниц, офисов и магазинов.

Есть где развернуться и частному бизнесу. Два из четырёх продовольственных магазинов держат частники. «Мини-маркет» открыл гродненец. Он сначала ездил в гости к тестю, а затем завёл торговую точку. Ремесленники занимаются резкой дерева, металлоконструкциями, кузнечным делом. Ограда на кладбище и возле отреставрированного памятника павшим бойцам, люстры в костёле — дело рук здешних умельцев.

— Многими товарами и услугами мы обеспечиваем себя сами, — говорит с улыбкой Наталья Макавчик. — После закрытия государственной парикмахерской одна из жительниц решила открыть свою, и теперь у неё постоянные клиенты не только в Гоже, стричься приезжают даже из Литвы. Нет проблем с наращиванием ногтей или ресниц — мастеров хватает. Чтобы быть красивыми, женщинам в город ехать не надо.

Литовцы скупают чугун и носки

«Безвизовые» туристы интересуются костёлом Святых Апостолов Петра и Павла и музеем его настоятеля Павла Шанчука, у которого есть коллекция медальонов и экспонаты VII века. Литовцы приезжают на шопинг, закупая чугунные сковородки, лампочки, хозяйственное мыло, чулки и носки.

— Туристам нравится наше бельё, продукция «Свiтанка». У нас в магазине есть стоковый отдел, литовцы берут кожаную обувь фабрики «Неман», «Белвест», «Марко», — рассказывает продавец промтоваров Гонората Павловская.

В Гоже надеются, что туристов привлечёт созданный в прошлом году бренд «Гожские серебряные ключи». Пока найти овеянные легендами родники можно только по наводке, но заведующая клубом Оксана Янкунене уверена, что криничный маршрут будет популярен. Земли входят в заказник, их благоустройство требует больших вложений.

— Каждая криница имеет свою историю. На многих есть лечебные грязи, в Плебанишки на них ездила Элиза Ожешко, — рассказывает Оксана Николаевна. — Пока они находятся в диком состоянии, спуск сделан только к одному роднику в низине.

Гожцы давно мечтают о рекреационной зоне. Часть озёр у Польницы передали в аренду для рыбного хозяйства. Купание запрещено на всех водоёмах, но зона отдыха с пляжем может появиться в Новой Гоже на бывшем «военном» озере. Им интересовались поляки и литовцы, желающие приобрести не только участок, но и водную гладь. Однако по закону её можно лишь арендовать. Инвесторам придётся восстанавливать водоём и аварийную дамбу, но если для озера найдётся хозяин, там появится пункт проката байдарок и небольшие спортивные объекты.