Чтобы небо было чистым, позовите трубочиста: гродненец, который занимается редкой профессией, рассказал о чистоте, возрождении русской печи и счастливых пуговицах

Денис Бабина в печниках уже пятнадцать лет, а последние семь осваивает ещё одно дело — трубочиста. В интервью «Вечёрке» он рассказал про необычное ремесло, возрождение русской печи и пуговицы, которые приносят удачу.

Редкому мастерству Дениса обучил отец, который много лет строит печи. Теперь молодой человек их обслуживает самостоятельно.

— Профессия трубочиста актуальна не только для частных, но и для многоквартирных домов, где установлены газовые котлы и колонки и требуется постоянное обслуживание вентканалов и дымоходов. Сегодня это почти весь центр города, — объясняет собеседник.

В отличие от европейских стран, где профессия трубочиста уважаема и хорошо развита, в Беларуси она только возрождается. Настоящих трубочистов можно пересчитать по пальцам, говорит Денис, и занимаются они этим, как правило, в свободное от основной работы время.

Русская печь-комбайн

Чаще всего к трубочистам обращаются владельцы старого жилищного фонда. В основном те, кто купил дом с печкой. Самые распространённые печки — шведка (есть духовка, плита и щиток, который греет помещение), грубка (в виде столба в центре дома) и русская (самая большая, обычно занимает полдома). Последняя сегодня считается роскошью.

— Отопить дом можно и шведкой, и грубкой, а в русской печи раньше мылись, спали, сушили травы и колбасы, пекли хлеб — это своего рода был домашний комбайн, — смеётся трубочист.

По правилам чистить печку надо два раза в год — перед началом отопительного сезона и после него. На это время обычно и приходится самый пик работы. Чтобы почистить одну печь, нужно около трёх-четырёх часов, и это при условии, что она верно сконструирована. Самое сложное, говорит Денис, понять принцип сборки.

— Большинство печей сегодня не соответствует нормам, особенно те, которые строили 40–50 лет назад. Тогда ведь нужно было как можно быстрее тепло в доме, никто не думал о строительных нормах, был дефицит материалов. Теперь при сдаче в эксплуатацию современных печей соблюдение норм проверяют.

Чистить трубы помогали дети

На заре трубочистного дела в качестве помощников активно привлекали детей. Дымоходы были большими, внутри делали лестницы. Ребёнок поднимался по лестнице, иногда во время того, когда горел огонь, и от отравления угарным газом падал вниз и разбивался. Позже от детского труда отказались. Сейчас всю работу можно выполнять прямо из помещения с помощью различных приспособлений: наборных штанг, гибкого вала с электроприводом с вращающимися насадками, ершами, палками. Классический инструмент — верёвка, цепь, гиря и ёрш — есть у каждого трубочиста. Таким набором проще чистить дымоход с крыши. Но по опасной ветхой кровле трубочисты из соображений безопасности не ходят.

Заработок, признаётся печной мастер, хороший, около двух тысяч рублей в месяц, если много заказов и дома почти не бываешь.

— Многие считают, что цена на услуги трубочиста слишком высокая, — объясняет Денис. — Но эта работа неблагодарная. Да, есть в ней энтузиазм, некое таинство, но она вредна для здоровья.

«Счастливые» пуговицы

Главное средство защиты мастера — специальный костюм. Старая форма, хоть ей и несколько сотен лет, была хорошо продумана: цилиндр служил вместо ведра для ношения инструментов и сажи, платок на шее заменял респиратор, на костюме есть большой карман для инструментов. Огромная бляха на поясе защищала ткань на животе от трения о стенки трубы, на рукавах были завязки, чтобы не оцарапать руки.

— Мы сейчас ищем тех, кто сделает нам такую «старинную» форму, но выглядеть она должна более презентабельно, — добавил Денис.

Теперь классическую форму — китель, цилиндр и платок — никто не носит, её надевают разве что на праздники, фестивали, чтобы выйти в город или сделать фото на память. Вместо этого есть современные и более усовершенствованные костюмы и средства защиты. Грязную одежду Денис оставляет в гараже. Часто приходится отдавать её в химчистку или стирать в старой стиральной машине, так как запах конденсата тяжело выветривается.

По словам Дениса, есть поверье, что встретить трубочиста на улице — хороший знак. Если дотронуться до пуговиц на его кителе, это принесёт удачу. Мы это и проверим: редакции «Вечёрки» Денис подарил четыре золотые пуговицы с изображением трубочиста. Сам он, кстати, считает себя суеверным человеком, верит и в пуговицы, и чёрную кошку.
Ещё одним атрибутом трубочиста в далёкие времена был велосипед. Наш собеседник двухколёсным транспортом не пользуется: «неудобно передвигаться на большие расстояния».

Создают профессиональное сообщество

Денис много ездит по Европе, был в Чехии, Польше, России, обменивается опытом с зарубежными мастерами, участвует в международных фестивалях и конференциях. Есть мечта побывать на родине трубочистов, в Дании, и съездить на фестиваль в Италию. Но на это пока не хватает времени и денег. Сначала хочет наладить своё дело.

Белорусские трубочисты и печники создают профессиональное общественное объединение — Белорусское печное общество. Оно пока не зарегистрировано, но необходимые документы готовы. У него есть свой сайт. В инициативной группе около 50 мастеров со всей Беларуси.

— У нас много предложений и идей, которые можно обсудить. Объединение позволит обмениваться опытом, проводить совместные мероприятия, решать насущные вопросы и вывести печное дело на другой уровень, — говорит Денис Бабина. — В Польше, например, за каждым домом закреплён трубочист. На трубочиста нужно сначала отучиться, затем сдать экзамены, а после отработать в качестве помощника не меньше трёх лет. Только тогда можно трудиться самостоятельно. На каждую построенную печь или её чистку должен быть паспорт и весь пакет документов, но этого, увы, у нас уже не требуют. Я мечтаю, что когда-то в нашей стране изменится отношение к печному отоплению, как-никак это безопасность людей.

К слову, в прошлом году под Гродно прошёл первый фестиваль трубочистов. Съехались гости из Польши, Литвы, России и других стран Европы. В этом году к Дню печника, который в России отмечают 19 октября, планируют организовать ещё более масштабный праздник.