«Эко» — ещё не значит натуральное: когда в гродненских магазинах появятся экологически чистые продукты (+ цены)

Экологически чистые продукты становятся всё более популярными, однако на гродненских прилавках их не найти. Почему «зелёной» еды нет в магазинах, а продукты с пометкой «эко» не всегда полезные, узнавал журналист «Вечёрки».

«Эко» — не значит натуральное

Найти продукты, выращенные без удобрений и химикатов, в торговых точках в Гродно непросто, несмотря на то что продукции с наклейками «экологически чистое» или «произведено из натуральных продуктов» хватает. Однако достаточно взглянуть на состав, чтобы понять, что это обман. По словам представителя торговой сети, подобные пометки — в большинстве случаев не более чем рекламный ход со стороны производителей. Объективность наклеек остаётся на их совести.

Первый и пока единственный магазин «зелёной» еды открылся три года назад на Центральном рынке. В небольшом павильоне имеются экологически чистые макароны, крупы, мука, каши, семена, масло, заменители сахара и соли, чай, косметика.

Органические продукты покупают и через интернет. Правда, предварительно нужно сделать заказ и, как правило, самому забрать его из Минска в определённый день. «Нескоропорт» — масло, сухофрукты, косметику и даже средства для мытья посуды — могут прислать по почте.

— Что касается скоропортящихся товаров — «молочки», овощей, то мы работаем только с белорусскими производителями. Думали открыть полноценный стационарный магазин, но для работы у нас недостаточно продуктов. Своя точка нерентабельна даже в Минске, не говоря уже про регионы, — рассказала основатель одного из популярных интернет-магазинов здоровой продукции Надежда Соболевская.

Зелёный свет в Европу

В Беларуси около двух десятков хозяйств выращивают и продают органическую еду. Одним из первых этим занялся минчанин Игорь Хващевский. В 2011 году он купил под Сморгонью 4 гектара земли и начал возделывать чистые продукты для детей с пищевой аллергией. За восемь лет участок увеличился до 24 гектаров. На нём растут морковь, петрушка, лук, картофель, помидоры, огурцы, шпинат, смородина, клубника и многое другое. Никаких химических добавок, пестицидов, минеральных удобрений, ГМО-семян. Чтобы не «заразить» землю, не применяется даже навоз животных, которым давали антибиотики. Используется биогумус из окопника. Почву не обрабатывают трактором, который до этого работал на обычном поле. С сорняками борются вручную. Несколько лет назад хозяин взял на проверку австрийское оборудование для трактора, с помощью которого взрыхлять землю и удалять сорняки в разы быстрее. Но чудо-техника оказалась для Игоря неподъёмной по цене.

Предприниматель первый в стране получил «зелёный сертификат» от Евросоюза. Теперь может поставлять экопродукцию в Европу и США, но, говорит, пока ему там делать нечего.

— За счёт дотаций европейский фермер может производить огромные объёмы товара по низкой цене, — поясняет Игорь Хващевский. — Да и спрос и доверие к товару с пометкой «эко» там на порядок выше, чем у нас. В наших магазинах сплошь и рядом экологически чистая еда, но это, конечно, не так. Поэтому для нашего товара нужен просвещённый покупатель.

Покупают не «чистые» продукты, а дешёвые

Продукция с грядки Хващевского идёт в основном в интернет-магазин, часть покупают постоянные клиенты.

— Речи о крупных торговых сетях пока не может быть: во-первых, нужно предлагать большие объёмы, а из-за ручной обработки производить много нереально, а во-вторых, мы не можем продавать наши товары по магазинным ценам, это невыгодно. «Зелёная» продукция всегда будет стоить дороже обычной. К тому же ассортимент у нас небольшой, — объясняет фермер.

В магазинах настороженно относятся к «чистым» продуктам питания. Как рассказал представитель одной крупной торговой сети, даже если они и появятся на полках, покупателю будут не по карману.

— Учитывая магазинную наценку, стоимость экологически чистой продукции будет высокой, что отразится на спросе, — отметил он. — Конечно, у неё будет свой покупатель, но в крупном супермаркете, где счёт товарных позиций идёт на десятки тысяч, десять видов овощей и фруктов не сделают погоды. Выбирая обычные огурцы или «чистые», покупатель однозначно проголосует кошельком за дешёвые.

Сколько стоят органические продукты?

  • хлеб — от 3,30 до 4,40 рубля за штуку
  • сливочное масло — 26 рублей за кг
  • сметана — 9 рублей за кг
  • творог — 12 рублей за кг
  • говядина (лопатка) — 21 рубля за кг
  • курица — от 12 до 18 рублей за кг
  • куриные яйца — 4,5 рубля за десяток
  • картофель — 3 рубля за кг
  • зелёный лук — 13 рублей за кг
  • петрушка — 14 рублей за кг
  • редис — 5,6 рубля за кг
  • свёкла — 3 рубля за кг
  • пастернак — 4 рубля за кг

Использованы цены интернет-магазина ecaeja.by

В тему

С октября различить экологически чистые продукты на полках магазинов будет проще — на них появятся наклейки «Органический продукт». Это предусмотрено Законом об органическом земледелии. Согласно документу, обязательной сертификации процессов производства и органической продукции не будет. Нужна ли она им, фермеры решат добровольно. После её прохождения производителя включат в специальный реестр на сайте Госстандарта и он сможет использовать на товаре новый знак