Громче тишины: как живёт единственная в области школа-интернат для детей с нарушением слуха

Учатся двенадцать лет и без иностранного языка, танцуют под вибрации и поют жестами — как проходят занятия в единственной в области школе-интернате для детей с нарушением слуха.

На перемену — по сигналу на табло

В специальной школе на улице Сухомбаева, 9 учится 68 детей со всей области, большинство — городские, 20 процентов — из районов, живут здесь во время учёбы, а на каникулы и выходные уезжают домой.

В классах от 2 до 8 учащихся. Каждый предмет в кабинете — окно, парта, дверь, доска и так далее — подписан, стены увешаны табличками со словами, в которых расставлены ударения. На учительском столе большими буквами написаны слова и фразы, которые опоздавший школьник проговаривает. Всё это помогает детям лучше запоминать слова и развивать речь.

В отличие от обычных школьных кабинетов, парты здесь одиночные и стоят вокруг учительского стола, чтобы все учащиеся хорошо слышали и видели педагога и друг друга. Над входом в класс висят светодиодные табло: красное «На занятие» и зелёное «Перемена» загораются перед началом и по окончании урока вместе со школьным звонком.

Есть специализированные кабинеты, один из которых приспособлен для слуховой работы. На столах лежат наушники со звукоусилителями и интересные приспособления — так называемые экраны. Дети и учитель используют их во время занятий по развитию слуха — закрывают часть лица, чтобы сосед «по парте» не считывал слова по губам.

Вместо 11 учатся 12 классов

В школе обучают детей с трёх лет. Основная задача педагогов — развивать слуховое восприятие дошколят и научить их говорить, поскольку у большинства слух потерян не полностью, а частично.

Занятия начинаются со сложной, кропотливой работы над каждым звуком. Педагоги пытаются задействовать все органы чувств: вызывают у ребёнка звук, одновременно показывают картинку с буквой и расположением органов речи, а также дактилему — обозначение буквы с помощью пальцев.

В кабинете для индивидуальной работы вместо доски висит зеркало, чтобы малыш видел, как работают органы речи, и мог подражать. Затем малышей учат складывать звуки в слоги, слова, короткие предложения… Дети запоминают их зрительно и на слух и только потом начинают читать.

Учёба начинается, как и в обычной средней школе, с шести-семи лет. Но учатся на один год дольше — двенадцать классов. Начальная школа не четыре класса, а пять, и дети дополнительно изучают предмет «Развитие речи».

Ребята занимаются по тем же учебникам, что и обычные школьники, но количество часов по отдельным предметам у них больше. В день — пять-шесть уроков. У воспитанников школы нет иностранного языка, английский изучают только на факультативе. Белорусский язык и литература соединены в один предмет — их преподают для ознакомления всего два часа в неделю. По словам учителей, для слабослышащих детей и русский, и белорусский как иностранные, но ребята тоже учат стихи и отвечают на устных предметах.

С шестого класса в учебную программу включён «Жестовый язык» — он сродни русскому в обычной школе. Как рассказали педагоги, у жестового языка тоже есть диалекты. Они присущи разговорной речи. Существует и культурный жестовый язык, которым принято общаться в деловой среде. Сурдопереводчики используют калькирующую жестовую речь — переводят буквально все слова и строго по порядку. Международным считается язык жестуно. К слову, эксперименты показывают, что представители разных национальностей поймут друг друга быстрее, если будут использовать жестовый язык.

Танцуют под вибрации и поют на жестах

В школе-интернате нет первой и второй смены — все дети учатся с 8:30 и до вечера. Здесь вместе с воспитателями делают и домашние задания. После обеда, когда школьные уроки заканчиваются, ребята идут на коррекционные занятия.

— Это не только уроки по развитию слуха, устной и жестовой речи. Мы учим детей, как вести себя в разных жизненных ситуациях. Например, в магазине, аптеке, в гостях. Прорабатываем речевой материал, составляем диалоги и фразы, которые они должны знать, чтобы их поняли, — рассказывает учитель-дефектолог Лариса Бакач.

Есть и специальный предмет, где детей учат пользоваться современными средствами коммуникации — интернетом, вайбером, грамотно составлять текстовое сообщение.

Дети посещают кружки, среди которых танцевальный и кружок жестового пения. Школьники участвуют в концертах и даже готовят целые мюзиклы. Двигаться под музыку помогают звуковые вибрации и движения учителя: хлопки, стук, топанье в такт музыке. Некоторые занимаются в городских спортивных секциях, например по греко-римской борьбе. Есть здесь и шестой школьный день.

— Наши дети любят школу и любят общаться между собой. У них всегда есть общие темы. Они живут своим миром, своей компанией, — рассказывает Лариса Бакач.

После вуза вернулись в родную школу 

Выпускники школы-интерната получают стандартный аттестат о получении общего среднего образования, с которым могут поступать в любое учебное заведение страны. В Беларуси есть несколько колледжей и техникумов, где набирают отдельные группы и учат их рабочим специальностям: сборщик обуви, оператор ЭВМ, слесарь по ремонту автомобилей, столяр, парикмахер, швея.

Два года назад в колледже бытового обслуживания населения в Гродно выпустили группу из шести человек с нарушением слуха. В этом году из семи выпускников пятеро планируют учиться, а двое — сразу работать. В городе есть несколько предприятий для работников с нарушением слуха. Одно из них — предприятие «Цветлит». Молодым специалистам предоставляется общежитие.

В школе работает четыре педагога с нарушением слуха, трое из них — выпускники школы.