Ушёл из дома…Что происходит со школьниками и как понять, что ребёнку нужна помощь — 5 советов психолога

В начале года страну потрясли новости о странном поведении детей. В январе домой из школы не пришли два подростка. Спустя месяц в Столбцах десятиклассник убил учителя и школьника и ещё двоих ранил. Недавно в Ольшанке искали трёх школьниц вторых – третьих классов. Что происходит со школьниками, безопасно ли в учебных заведениях и как определить, что с детьми что-то не так, выясняла журналистка «Вечёрки».

Родители: проконтролировать всё невозможно, да и не нужно

Мы узнали у родителей гродненских школьников, следят ли они за детьми по дороге в школу и после неё, знают ли, с кем дружат и переписываются в соцсетях.

— Пока мы водим ребёнка за ручку в школу и за ручку забираем. Когда дочь станет старше и сможет возвращаться из школы сама, купим телефон, чтобы знать, где она, а не контролировать. Сейчас в этом нет необходимости, ведь в таком возрасте он им как игрушка, — рассказывает мама первоклассницы Татьяна.

Мама двоих школьников Ольга младшего сына-первоклашку приводит прямо в класс, а старшего, семиклассника Глеба, почти не контролирует.

— Он взрослый и должен быть ответственным! — говорит она. — Мобильный у него есть, но я не звоню ему на каждом шагу и не прошу отчитываться. Он знает, во сколько он должен быть в школе, в «музыкалке». Если ребёнок не пришёл, учителя сами об этом сообщают. Всех его друзей и где они живут, я тоже знаю. За страницей «ВКонтакте» не слежу, но иногда просматриваю комментарии, группы, на которые подписался. Всё проконтролировать невозможно, да и не нужно! Надо доверять детям!

Мама ученицы одиннадцатого класса Наталья часто просматривает социальные сети дочери.

— Я у неё в скрытых друзьях и анонимно подписана на все её страницы, о которых знаю, — признаётся. — Слежу за тем, что она постит, комментирует, лайкает. Если замечу что-то странное, спрашиваю, почему ты это для себя выделила. Мы всегда на связи: идёт из школы — звонит, от репетитора — тоже. Если не может позвонить, то пишет в вайбер, чтобы я знала, где она. В 22:00 она должна быть дома! У меня есть номера всех её друзей и их мам для крайних случаев.

Учителя: в классе, где больше 20 человек, трудно наладить контакт со всеми

Тем временем в школе считают, что родители должны больше внимания уделять детям и участвовать в их жизни.

— Сегодня на школу взвалили все обязанности по воспитанию детей. Учитель должен знать всё: с кем дружит, кого любит, какие программы смотрит, на каких сайтах находит себе друзей. Но в классе, где от 20 человек, трудно со всеми наладить контакт, — объясняет учитель одной из средних школ Гродно, который попросил не указывать свою фамилию.

По её мнению, и решение проблем, и ответственность за их последствия — всё должно быть сообща с родителями. К сожалению, сейчас в воспитании детей мамы и папы принимают всё меньше участия. Сегодняшние «взрослые» — это поколение 90-х, рождённое в тяжёлое время, где нужно было добывать. Но хорошо бы думать не только о том, как одеть и накормить, но и о том, что на душе у ребёнка. Хотелось бы, чтобы, когда призывают рожать больше детей, одновременно призывали и заниматься их воспитанием.

Психолог: внимание родителей не компенсируют ни друзья, ни школа

Ответственность за всё, что происходит со школьниками, нельзя возложить только на систему образования, считает психолог Ольга Венско.

— Ребёнка окружают три среды: педагогическая, семейная и общественная. И если назревает кризис в одной из них, он начнёт искать компенсации в другой. Если его покритиковали в школе, захочет больше внимания от родителей. Не найдёт поддержки у них, пойдёт к друзьям. Если не откликнутся и там, ребёнок начинает искать «четвёртое измерение». Им может оказаться что-то положительное: новое увлечение, спорт, хороший тренер, а может и отрицательное: увлечение компьютерными играми и даже мысли о суициде, — комментирует специалист.

Родители должны понимать, что если не уделили внимания ребёнку, этого не компенсируют ни друзья, ни учителя! Нужно давать ему возможность отвечать за свои поведение и эмоции.

Младшие школьники заняты в основном учёбой. И если им скучно и они не могут реализовать потребность в познании нового, то начинают себя развлекать. Часто собираются небольшими компаниями и лезут на чердак или идут в лес. Это «экспедиция» в новый мир, чтобы познать что-то за гранью того, что могут дать родители и педагоги.

— Но если ребёнок уходит один — это кризис развития семьи. Ни один из тех, с кем тесно общаются родители, так не поступит! Если игнорировать внутренний мир маленького человека, он пойдёт искать спасение во внешнем. И тогда это будут группировки во дворах, «убегания» из школы и так далее, — уверяет Ольга Венско.

В подростковом возрасте добавляются тяга к бунту, сопротивлению, стремление доказать взрослым самостоятельность, что с его личностью нужно считаться. Если это не учитывать, могут происходить ещё более революционные вещи. Остро влияет воспитание в обстановке гиперконтроля, где нет самостоятельности, движения вперёд. Нельзя ограничивать подростка по собственному убеждению, например запрещать посещать спортивную секцию.

Что изменилось в школах после случая в Столбцах

Недавно алгоритм действий милиции и сотрудников сферы образования в случае пропажи детей обсуждали в горисполкоме. В школах стали тщательнее контролировать пропуски занятий. В некоторых школах в начале урока на столе учителя-предметника лежит список учеников класса, где он должен отметить отсутствующих. После бумага передаётся классному руководителю, который сразу видит, кто и какие уроки пропускает, и, если сочтёт необходимым, сообщает о пропуске родителям.

Вахтёры должны внимательнее следить за тем, кто входит в школу. Попасть в учебное заведение можно только после записи в специальный журнал учёта. Могут попросить паспорт и обязательно поинтересуются, к кому и куда идёте.

Все детские сады и школы Гродно оборудованы тревожными кнопками, во всех садиках есть кодовые замки. В шести школах установлены электронные турникеты. Ученик входит в школу с помощью электронного чипа, а родитель получает СМС-оповещение. Видно, когда ушёл домой. Услуга платная. Правда, даже эта система не всегда эффективна, считают родители. Были случаи, что дети перелезали под турникетом, не используя чип.

В недавнем выступлении министр образования Игорь Карпенко заявил, что с осени в структуре Института психологии БГПУ начнёт работать республиканский центр психологической помощи, куда родители и школьники смогут круглосуточно обращаться за консультациями. В ближайшее время планируют составить список предметов, которые запрещено приносить в школу.

Советы психолога: как понять, что ребёнку нужна поддержка

1. Перестал подробно рассказывать о своей жизни, друзьях и школе, кратко отвечает на вопросы, говорит, что всё нормально.

2. Старается спрятаться, уединиться в своей комнате. Если вы можете постучаться и войти, а он охотно отвечает на ваше предложение, например, попить вместе чаю, то всё хорошо. Но если он говорит: «Не хочу!», а раньше пил с вами чай, это показатель того, что он уже не способен доверять родителям.

3. Частые смены настроения, изменение питания: ест слишком много или наоборот.

4. Пропали все друзья, хотя раньше их было много.

5. Часто болеет, чтобы не ходить в школу, посещать кружки и секции. Так избегает некомфортной среды.