Генерал после короля: война против Наполеона и возвращение в Августово

В одном из прошлых номеров мы писали о генерале Маврикии де Ласси, судьба которого была тесно связана с нашим городом. За успешное участие в военных операциях он получил от Екатерины II в награду орден Святой Анны, шпагу с алмазами и имение Августово под Гродно.

В одном из прошлых номеров мы писали о генерале Маврикии де Ласси, судьба которого была тесно связана с нашим городом. За успешное участие в военных операциях он получил от Екатерины II в награду орден Святой Анны, шпагу с алмазами и имение Августово под Гродно.

Генерал после короля: о неизвестных фактах из прошлого имения Августово под Гродно

Стал главнокомандующим, но попал в немилость

Произведённый в 1795 году в генерал-поручики, Ласси оставался во главе Екатеринославского егерского корпуса до 1796 года, когда император Павел I назначил его шефом Рязанского кирасирского полка. В мае 1798 года он принимал в Казанской губернии императора Павла І, который провёл смотр войск Оренбургской инспекции.

Император, видимо, благоволил де Ласси, так как в мае ирландец был назначен начальником Оренбургской инспекции. В этом же году произведён в генералы от инфантерии, а вскоре инспектором пехоты Литовской инспекции, шефом Муровского мушкетёрского полка, затем шефом Псковского мушкетёрского полка, инспектором Смоленской инспекции. 16 января 1799 года де Ласси становится главнокомандующим армии, расположенной по Балтийскому побережью.

Однако в этом же году Маврикий впал в немилость Павла I и был отправлен в отставку. После этого он жил в имении Августово.

Отказался от предложения Наполеона

В 1805 году опытный генерал снова вернулся на службу. Россия, вступив в антифранцузскую коалицию, принимала участие в боевых действиях против армии Наполеона. Маврикий де Ласси направился в Неаполь, чтобы защитить королевство от захвата Францией.

После предварительной разведки Ласси между Россией и Неаполитанским королевством был заключён союз. Союзники были невысокого мнения о русских генералах, поэтому в своих записках сэр Генри Банбери, английский генерал-квартирмейстер, оставляет нелестные отзывы о де Ласси: «Он был храбрым и достойным офицером, но не составлял впечатление, что когда-либо был талантливым и знающим человеком. Он говорил по-английски с сильнейшим акцентом и с особенностями, которые я никогда не встречал, кроме как в наших старых комедиях. Обычно он приносил свой ночной колпак в кармане, когда посещал военный совет, надевал его и ложился спать, пока другие обсуждали дела. Но старый джентльмен был прост и добр и, по его собственным словам, «всегда за сражения».

Тем не менее Борис Петрович приступает к выполнению задачи: разворачивает союзные силы, занимая оборону. Однако поражение войск коалиции под Аустерлицем и подписание императором Александром перемирия с Наполеоном свели на нет целесообразность пребывания русских войск в Неаполитанском королевстве. В 1806 году Ласси получает распоряжение возвращаться в Россию, но по настоянию вице-адмирала Сенявина оставляет большую часть сил для защиты Ионической республики. Войска были переброшены из Байи на Корфу, а де Ласси возвращается в Россию и окончательно выходит в отставку.

В 1807 году с разрешения царя Наполеон пишет письмо из Тильзита Маврикию де Ласси, в котором предлагает генералу от инфантерии возглавить экспедиционный корпус, который будет сформирован для освобождения католиков Ирландии. Борис Петрович отказывается от оказанной чести и окончательно селится в Августово и только во время нашествия армии Наполеона 1812 года выезжал в эвакуацию.

Изменил парк и построил каплицу

Он наводит порядок в имении и принадлежащих ему владениях. Ключ Августовский включал земли от реки Лососянки (за Лососянкой до 1812 года уже была Пруссия, в соответствии с границами, установленными после третьего раздела Речи Посполитой 1795 года), дальше межа шла по улице Советских Пограничников до улицы Титова и по Суворова до Колбасино. В имение де Ласси входили ещё и деревни: Горны, Сухмени, Соломянка, Лососно (правый берег Лососянки), Горница, Корженевичи, Демидково, Кругляны. Там не только занимались сельским хозяйством, но и работали мельницы, придорожные корчмы, кузни, винокурни и фолюши (сукноваляльни).

В усадьбе изменился парк, требовавший серьёзной заботы — поддержания геометрических форм кустов и деревьев, симметрии клумб, ухода за дорожками и другими затейливыми украшениями.

В 1818 году при королевской аллее по распоряжению Маврикия де Ласси была возведена каменная каплица в классическом стиле. Над входом повесили табличку с перечнем её «фундаторов», среди которых назывались имена Маврикия де Ласси, Карла Медема и других. Территорию ограждал каменный забор, отходящий от ворот колокольни.

29 июня 1818 года каплица была освящена под именем Святых Петра и Павла и приписана к Занеманскому Гродненскому приходу, руководящим центром которого был Францисканский костёл. Богослужение было дозволено во все воскресенья и церковные праздники. На службе, которую проводили священники из костёла францисканцев, собиралось до 500 человек.

Как следует из инвентарного описания 1846 года, вокруг каплицы находилось кладбище, обнесённое каменной оградой, а при каплице действовали приют для шести нищих и дом ремесленников. В 1873 году указом Виленской консистории каплица переводится в ранг филии, этим же указом предписано проводить богослужения не только по воскресеньям и праздничным дням, но и в табельные дни. Таким образом, каплица, которая возводилась в качестве домовой церкви, со временем стала центром духовной жизни не только Августова, но и окрестностей.

Воспитанник не оправдал надежд

Маврикий никогда не был женат, не имел своих детей. В 1804 году он принял в воспитанники некоего Георгия. Согласно императорскому указу от 26 марта 1804 года, Георгий получил «фамилию Ласси и все права по роду и наследству, которые принадлежали законным детям», то есть признан единственным наследником имения Августовок. Направлен на учёбу в Дрезден. Служил прапорщиком за границей в 15-й конной артиллерийской роте. Но воспитанник не оправдал надежд Бориса Петровича, вёл не подобающий дворянину распутный образ жизни.

В 1811 году Маврикий приглашает в Августово племянника Патрика О’Бриена (сына сестры Марии), чтобы ему передать в наследство свои владения. Между 1815 и 1819 годами Патрик О’Бриен проводил половину времени в России, а половину, из-за проблем со здоровьем, в Англии. В 1817 году Маврикий де Ласси лишил Георгия прав на наследство. Августовок был фиктивно продан другу и поверенному старого генерала графу Карлу Медему.

Генерал от инфантерии Маврикий (Борис Петрович) де Ласси умер в 1820 году. Местом его погребения стала скрипта построенной им каплицы, которая со временем превратилась в родовую усыпальницу последующих владельцев имения Августово – представителей рода О’Бриен де Ласси.

Получилось, что на современной улице Репина в Гродно находится место погребения генерала армии Российской империи, участника русско-турецких, русско-польских войн, проявившего себя во взятии Измаила, обороне Бахчисарая, сыгравшего неоднозначную роль в подавлении восстания Тадеуша Костюшко.

С конца XVIII века история имения Августово тесно связана с именем генерала, а архитектурный облик города вот уже двести лет украшает небольшая каплица в классическом стиле на улице Репина. И мало кто из жителей микрорайона знает, что каплица была родовой усыпальницей О’Бриен де Ласси. Первым, кто был похоронен в каплице, стал участник и герой войн второй половины XVIII века генерал от инфантерии Маврикий де Ласси.