«Китайский не сложнее английского»: директор гродненской школы Сергей Киселёв о безбарьерной среде, репетиторах и безопасности учеников

Директор гродненской средней школы № 38 Сергей КИСЕЛЁВ о том, как дети-инвалиды удивили итальянцев, уроках китайского, ценных иконах, найденных среди макулатуры, и личном.

За десять лет сменил шесть школ

Сергей Киселёв в сфере образования уже 40 лет, из них больше 30 лет — директор разных школ. Последние семь лет руководит единственной в городе школой с безбарьерной средой.

Сергей Николаевич о своих детских годах за партой говорить особо не любит. Сын военного, он сменил шесть школ: сначала учился в двух в Гродно, потом в двух на Урале и двух — в Монголии. Признаётся, отличником никогда не был, но средний балл хорошо помнит — 4,6. Уроки не прогуливал, так как в классе было всего по четыре-пять человек. Больше всего любил историю и иностранный язык. Читал книги на английском, играл в баскетбол.

Мама Сергея Николаевича — отличник образования, преподавала математику, которую он так не любил, покойная тётя — заслуженный учитель Российской Федерации. Да и сам он недавно лично получил медаль от президента Александра Лукашенко «За трудовые заслуги». О двух других скромно умалчивает. Жена Сергея Киселёва — учитель, завуч начальных классов в СШ № 39. Дочь работает экономистом, есть двое внуков. Самое главное в семье, считает Сергей Николаевич, взаимопонимание: «Если нет взаимопонимания и любви, ничего не будет. Любите друг друга, это много значит».

Знания даст школа, а репетиторы нужны для подстраховки

Директор уверен: сегодня школа может дать необходимые знания. Яркое тому подтверждение — победы на олимпиадах. В этом году СШ № 38 — первая в Октябрьском районе по количеству дипломов и вторая по рейтингу школ в городе.

— Думаю, репетиторов нанимают для подстраховки. Это те же учителя. Но репетитор репетитору рознь. Некоторые даже программы не знают и прорабатывают только тесты. А учитель должен всестороннее развивать ребёнка. Чтобы не нужен был репетитор, нужно хорошо учиться и выполнять школьную программу, — убеждён Сергей Николаевич.

Учиться сегодня, говорит он, сложно, но можно. Это труд, а труд лёгким не бывает. Многое зависит от ученика.

— Я сам — гуманитарий. Мне сложно давались физика, химия. Я знал, что с этими предметами никогда не свяжу жизнь. Сейчас в старшей школе есть профильные классы, где ребята изучают определённый предмет углублённо. Это помогает определиться с профессией. Если в физике ничего не смыслит, зачем такому политех? Он же сбежит оттуда!
Сергей Николаевич за домашнее задание, кроме начальной школы. По его мнению, большинство материала должно усваиваться на уроке. Домой нужно задавать уроки на развитие ума, интеллекта.

— Я веду историю в пятом классе. Интереснейший предмет. И как тут без домашнего задания? Но тот же реферат ребёнок должен не просто «скачать», но и запомнить, что там написано. Поэтому всегда советую: лучше напишите его от руки.

Как и в других школах, в тридцать восьмой тоже есть добровольные родительские взносы. Без этой помощи, говорит Сергей Киселёв, трудно.

— Да, у нас есть платные услуги, сбор макулатуры, металлолома. Родители помогли оборудовать компьютерами школу, сегодня это сделано на 90 процентов. Помогли в создании музея христианских ценностей, поставили систему освещения актового зала, видеонаблюдение. И, естественно, ремонт школы.

В школе и по её периметру установлено 36 видеокамер. В отличие от других школ, где запасных выходов один-два, здесь их восемь, и все они, по требованиям МЧС, открыты. Директор вспоминает трагедию в Столбцах, где школьник убил учительницу и ученика.

— У нас два человека на вахте отслеживают запасные выходы. Они отвечают за то, чтобы никто посторонний не прошёл.

В кадетах только мальчики

Сергей Киселёв служил в пехотных войсках в Гродно, но по стопам отца не пошёл. Окончил институт по специальности «учитель истории и обществоведения, методист по воспитательной работе». Однако тяга к военному делу осталась. Так в школе сначала появился православный военно-патриотический клуб, а спустя два года на его базе открыли кадетские классы. Сейчас там учится более 60 мальчишек 9–11 классов.

— Эти дети выгодно отличаются от сверстников: всегда подтянутые, дисциплинированные. Правда, пока наши кадеты обделены женским вниманием, — улыбается директор школы, — хотя желающих среди девочек много. Может быть, включим и их.

Помимо школьной программы у ребят в расписании рукопашный бой, физподготовка, плавание, занятия на базе военного факультета ГрГУ, проводятся встречи с курсантами и даже уроки… бальных танцев.

Попасть в кадетский класс, говорит Сергей Николаевич, непросто: самое главное — знания. Приветствуется также физподготовка.

Китайский учат как английский

Средняя школа № 38 стала первой в городе, где детей стали учить китайскому языку. Его изучают около 200 учеников: как основной предмет — один третий класс, остальные — факультативно.

— Китайский не сложнее английского. Для взрослых разве что. Я уже его не осилю, а детям нравится. Наша ученица получила премию китайского посла за особые успехи в изучении языка. Взяла первое место на олимпиаде и поедет на «республику», — говорит Сергей Николаевич.

Создан специальный кабинет китайского языка. Преподают выпускники Купаловского вуза — найти специалистов сложно. Поддержку оказывает Республиканский институт китаеведения имени Конфуция БГУ.

— С учётом последних тенденций китайский сегодня очень нужен. Это понимают и родители. Специалисты востребованы не только у нас, но и в Китае. Да и чем плохо, если ребёнок будет знать и китайский, и английский? — объясняет педагог.

Экспонаты находили… в макулатуре

С 2013 года в школе работает музей «Христианские ценности и народные традиции в семье». Единственный в республике. По словам Сергея Николаевича, идея родилась случайно.

— Нужен был свой музей. Патриотических и народных хоть отбавляй. Думали сделать морской, но не получилось. В городе встретил знакомую, она работала в музее истории религии. Решили вместе создать уникальный музей христианских праздников.

Сначала это была небольшая комната, позже экспозиция расширилась и теперь занимает четыре зала. Для этого переоборудовали… школьный коридор. Музей — совместный проект школы и прихода храма Собора всех Белорусских Святых. Часть экспонатов передали из храма, кое-что приносили родители и педагоги. Ценные домовые иконы были найдены в макулатуре. Сейчас в музее хранятся иконы, книги, документы, предметы быта, народного творчества XVIII–XX веков. Два года назад музей включили в республиканский инновационный проект.

«Родители не боятся отдавать к нам детей-инвалидов»

В СШ № 38 учится 39 детей-инвалидов, из них 19 — с нарушением опорно-двигательного аппарата.

— Есть дети с проблемами зрения, внутренних органов, диабетики. Даже одноклассники могут не догадываться об этом, — говорит Сергей Николаевич.

Поначалу было трудно. Нужно было доказывать родителям, что их детям учиться со всеми лучше, ведь большинство из них обучались на дому. В школе созданы все необходимые условия безбарьерной среды: пандусы, широкие дверные проёмы, оборудованы санитарные комнаты, есть лифт, в актовом зале работает специальный подъёмник на сцену. Есть и свой транспорт — шестиместная «газель», которая возит из микрорайона в школу и обратно. В основном — из Вишневца, с прошлого года добавилось двое ребят из Ольшанки. Есть желающие из других районов города, например с Девятовки, но пока нет возможности организовать подвоз.

— Родители не боятся отдавать к нам детей-инвалидов. Ребята хорошо адаптируются. Участвуют в художественной самодеятельности. Полтора года назад к нам приезжала итальянская делегация. Им показали сказку на итальянском языке, который в нашей школе не преподают, — те удивились, — рассказывает Сергей Киселёв.

Дети с инвалидностью учатся по обычной школьной программе, правда только в первую смену. Есть классы с полной интеграцией, где на двадцать учеников три-четыре инвалида, и с неполной — один-два. Для них организованы дополнительные коррекционные занятия. С этого года их будут проводить в поликлинике № 7 врачи-специалисты. С детьми занимается психолог. Проходят уроки адаптивной физкультуры.

— У нас мечта — сделать зал адаптивной физкультуры. Но для этого нужно отдельное помещение, дорогое оборудование, а самое главное — профессионал, который сможет преподавать. В Гродно их очень мало, — говорит директор школы.