Сердце — это колыбель для Христа: как гродненские семинаристы готовятся встречать Рождество

Католические верующие отмечают великий праздник — Рождество. Как к нему готовились гродненские клирики Высшей межепархиальной духовной семинарии в монастыре бернардинцев на улице Парижской Коммуны, узнала корреспондентка «ВГ».

Обещают много не есть и ценить время

Будущие католические священники начали готовиться ещё три недели назад, после начала адвента — времени «радостного ожидания» божьего рождения.

— Сейчас люди уделяют внимание тому, чтобы ёлка была нарядная, чтобы успеть купить подарки… И за всем этим часто забывают о том, что родился Иисус Христос, ведь именно он принёс смысл этого праздника, — рассуждает префект Андрей Лишко. — Мы готовимся к Рождеству духовно: нам следует сделать из своего сердца колыбель для Христа, убрать из него всё ненужное и разрушающее.

Для этого в самом начале адвента семинаристы дают себе и Богу обещание: отказаться на четыре недели от того, к чему больше всего привязан. Например, третьекурсник Андрей Юхник пообещал себе, кроме духовных упражнений, меньше есть вечером, тренируя силу воли. У пятикурсника Евгения Амосёнка другая цель.

— В этот период я учусь ценить время, — поясняет он. — Каждый день — это новая встреча с Христом, которая больше не повторится. Завтра не существует — есть только сегодня. И сегодня ты делаешь всё возможное, чтобы подготовить себя к этой встрече. Праздник проходит очень быстро. Здесь как в паломничестве: главное не место, куда идёшь, а путь! От того, как ты пройдёшь его, как будешь прислушиваться к себе, как сможешь измениться к лучшему, и зависит, как встретишь праздник.

Делают декорации и дарят подарки сиротам

Студенты семинарии говорят, что без внешней атрибутики праздник сложно представить. Ребята украшают комнаты, ставят маленькую ёлочку. Возле семинарии каждый год делают шопку — композицию, которая воспроизводит сцену рождения Иисуса. В понедельник начали декорировать часовню, капличку, вешают украшения на улице. Ближе к Рождеству территория учебного заведения засверкает праздничными огнями.

— Накануне мы ездим в дома престарелых и в детские дома, чтобы делиться радостью ожидания рождения Христа с другими и рассказать о смысле праздника, — рассказывает клирик Андрей Юхник. — Недавно были в школе в Дотишках, в Гродненском колледже лёгкой промышленности, в детском доме в деревне Головичполе. Мы даём небольшие концерты, а святой Николай дарит подарки.

Предрождественское время — это пора зачётов

Время перед Рождеством семинаристы называют горячей порой, ведь подготовка к празднику и выезды с концертами идут параллельно с зачётами. К слову, после шестого года из семи лет обучения (последний — практика в приходе) они пишут магистерскую диссертацию. Защитив её в Люблине, становятся магистрами богословских наук. Однако далеко не все те, кто поступил в семинарию, заканчивают учёбу.

— Это стереотип, что если ты переступил порог семинарии, то должен всю жизнь посвятить Богу. Учёба в семинарии — это шесть лет, чтобы понять, готов ли ты к этому, — уверен клирик Евгений Амосёнок. — Кто-то понимает, что это не его, кто-то просто не успевает в учёбе. До рукоположения можно уйти в любой момент.

Празднуют в двух семьях: кровной и семинарской

С 21 декабря по 8 января многие студенты отправляются домой на каникулы. Отмечают Рождество в кругу семьи, но прежде празднуют в семинарии.

— Рождество — семейный праздник, но семинария — это тоже семья. Мы готовим маленькие представления о рождении Христа, поём рождественские песни. Студенты и профессора собираются за праздничным столом, делятся оплаткой, — рассказывает ксёндз Андрей Лишко.

Ноутбук можно только на шестом курсе

В семинарии учится 26 человек. Сюда приезжают молодые люди со всех уголков страны. Первый год находятся в Минске вместе с сокурсниками из Пинской семинарии.

Немало и учебных дисциплин: за сессию сдают 5–7 экзаменов. Предметы философско-богословской направленности преподают около тридцати профессоров-священников. Некоторые из них служат в приходах. Английский, немецкий, польский и белорусский ведут светские преподаватели, в основном женщины.

В распоряжении студентов два компьютерных класса, в одном из которых есть доступ в интернет.

— Личный компьютер или ноутбук можно иметь только на шестом курсе, потому что студенты пишут магистерскую и нужен доступ в интернет, — объясняет ксёндз Андрей Лишко. — Мобильные телефоны разрешены всем.

Играют в футбол и не ругаются матом

Но времени на посиделки в интернете у ребят нет, они предпочитают заняться более полезными делами.

— Клирики не спускаются с неба. Мы умеем и веселиться, и плакать, как все, — рассуждает ксёндз Андрей. — Ребятам иногда нужно выплеснуть энергию. У нас есть футбольная команда. Когда мы играем в футбол в каком-нибудь маленьком турнире, многие спрашивают: «Что это за команда, которая даже матом не ругается?» Потом узнают, что это будущие ксендзы.

В семинарии в течение всех семи лет обучения преподают пение. Владеть в совершенстве каким-либо инструментом не нужно, но уметь подыграть себе хотя бы одной рукой на пианино — обязательно. Азам игры на гитаре учатся друг у друга, а те, что пришли с хорошей музыкальной подготовкой, могут стать участниками музыкальной группы «Аvе».

— В нашей группе два гитариста, клавишник и барабанщик. Большинство песен мы сочиняем сами в свободное время. Даём концерты, участвуем в фестивалях и стараемся через песню приобщить людей к Богу, — объясняют семинаристы.

Записывать песни на диски едут в Барановичи, где находится студия звукозаписи католической церкви. У коллектива есть группа «ВКонтакте». В ней больше двух тысяч подписчиков.

Справка «ВГ»

Высшая духовная семинария в Гродно была открыта в 1990 году в монастыре, построенном в 1495 году монахами-бернардинцами, пришедшими из Италии. Это одна из первых официально открытых межепархиальных семинарий на постсоветском пространстве наряду с семинариями в Риге и Каунасе.