С чего начинается Гродно? Взгляд на гродненскую старину от фотографа Наталии Дорош

С чего начинается Гродно? С картинок, запечатлённых в памяти о нём, когда на какое-то время приходится уезжать из родного города и на чужбине скучать по нему.

Помню, как в выходные дни или во время школьных каникул я и мой старший брат Костик совершали походы на Замковую гору. Брат крепко держал меня, пятилетнюю девочку, за руку и вел к цели путешествия известными ему улицами и переулками. Проходили мимо заброшенного с разрушенной крышей здания Фары Витовта, затем переходили мостик между двумя замками, Старым и Новым, и попадали во двор историко-археологического музея. Много раз мы с братом побывали в музее, и всякий раз удивлялась, почему экспонаты никогда не заменяют новыми. Скучно же смотреть на одно и то же.

Замковая гора с полуразрушенной каменной стеной крепости, покатыми склонами и остатками каких-то строений – они стали территорией для наших с братом фантастических приключений. Мы играли в старину. Начитанный и поэтому умный девятилетний брат по сценарию был королём и проживал в своем замке, мне же доставалась роль преданного королю войска. Какие атаки коварных врагов со стороны Немана мы успешно отражали, как ловко закидывали их камнями и колотили палками.  После сражения поверженные бурьян и репейник лежали на земле бездыханными. Кажется, помню каждый валун, вмурованный в крепостную стену возле Старого замка. Много лет спустя привела сюда своего маленького внука, торжественным голосом сообщила ему, что отсюда начинается Гродно. Он же проявил интерес к киоску с сувенирами и захотел, чтобы купила ему фигурку оловянного рыцаря. Купила…

Древняя Коложская церковь над обрывом – главная достопримечательность нашего города. Когда проезжала в автобусе по мосту через Неман, мама всегда говорила, чтобы через окно посмотрела на Коложу. Все мне казалось тогда с высоты моста маленьким: и река, и лодки на ней, и игрушечные человечки на набережной. Коложу в упор не видела, потому что в моем детском представлении это была некая фантастически огромная калоша, а спросить у мамы, как на самом деле выглядит Коложа, я стеснялась, чтобы не показаться дурочкой.  Став взрослой, я посещала этот храм, прочитала о древней Борисо-Глебской церкви множество исторических статей дореволюционных авторов и современных её исследователей. Следила за репортажами в ходе ее реконструкции и раскопок археологов. Чтобы в очередной раз убедиться, что Коложская церковь по-прежнему хранит свою многовековую неразгаданную тайну.

Однажды серым зимним днём шла с мамой по Советской площади, спросила у неё, почему черные птицы стаей летают над куполами фарного костёла и садятся на его кресты? Почему они так кричат?  «Потому что зимой птицы голодают, — ответила мне мама, — и они прилетают к Богу попросить Его дать им пищу, чтобы пережить зимнюю стужу и не умереть». Всякий раз, когда прохожу мимо величественного фарного костёла, вспоминаю свою наивную веру в то, что птицы не голодают зимой, потому что после их крика-молитвы на крестах фарного костёла Бог им с неба сыплет хлебные крошки. 

Когда на чужбине скучаю по Гродно, я мысленно гуляю по его улицам и переулкам, взбираюсь на Замковую гору, любуюсь золотой осенью в парках, представляю его храмы и старые дома. Но как мой город стремительно меняется! На фотографиях пятилетней давности он еще хранил образ старины. Не знаю, как воспримется мной перестроенный Старый замок, но я боюсь приходить к нему сегодня, чтобы запомнить его таким, каким он был в моем детстве.