Машина времени: Ожившие имена героев, павших на «сопках Манчжурии». Часть 1

Прошло более 110 лет с начала Русско-японской войны и строительства Свято-Покровского (Военного) собора. Но осталась память в виде выбитых на досках фамилий военнослужащих гродненского гарнизона, павших на «сопках Манчжурии».

Фото из архива «ВГ»

Сухо, кратко указаны на мемориальных досках имена военнослужащих Гродненского гарнизона, павших в боях с японцами, звания, наименования воинских частей, дата и место гибели. Нижние чины представлены лишь одним воинским подразделением — 26-й артиллерийской бригадой. И всё.

Совсем недавно мне в руки попал вышедший в этом году биографический справочник «Офицеры русской армии, погибшие в войне с Японией 1904–1905 гг.». В нём размещены краткие биографии и фотографии, в том числе и военнослужащих из подразделений российской армии, дислоцировавшихся в Гродно. Сведения позволяют определить степень их участия в военных действиях и назвать причины отсутствия среди потерь (на мемориальных досках) нижних чинов пехотных полков. Предлагаемый материал, фотографии помогут хоть немного оживить сухие строчки на мраморе и заставить нас ещё раз вспомнить о забытых героях «непопулярной в народе» Русско-японской войне.

Итак, на момент начала кампании 1904–1905 годов гродненский гарнизон состоял из 101-го Пермского, 102-го Вятского, 103-го Петрозаводского, 171-го Кобринского пехотных полков, 26-й артиллерийской бригады и других менее крупных подразделений. С началом военных действий на Дальний Восток отправлена половина 26-й артиллерийской бригады (5-я, 6-я, 7-я, 8-я батареи). Пехотные полки же остались в Гродно. Лишь часть офицеров переводилась или прикомандировывалась в незнакомые или вновь сформированные подразделения. Вот поэтому среди жертв пехотных полков на мемориальных досках Свято-Покровского собора указаны лишь офицеры, а у 26-й артиллерийской бригады ещё и нижние чины, о которых, к сожалению, в справочнике не указано.

На мемориальных досках представлены пять погибших офицеров-артиллеристов. В бою при Бенсихо в сентябре 1904 года пали Н. Н. Лепешинский, Е. К. Шпигель, В. И. Земит.

Штабс-капитан Николай Николаевич Лепешинский, уроженец Могилёвщины, в 34 года выпускник престижнейшей Николаевской академии генерального штаба — большая редкость среди офицерского корпуса в провинции. В Гродно Лепешинский служил недолго — с 1901 года. Был женат и воспитывал двоих детей. Командовал 7-й батареей и скончался после тяжёлого ранения 29 (30?) сентября.

Двумя днями ранее шрапнельной пулей в грудь был смертельно ранен и вскоре умер подпоручик бригады Евгений Карлович Шпигель. Совсем ещё молодой, 22-х лет, был выходцем из военной семьи. Сын полковника, он решил продолжить семейную традицию и окончил знаменитое Михайловское артиллерийское училище.

Никогда не был в Гродно 28-летний рижанин прапорщик Вольдемар Игнатьевич Земит. Выходец из крестьян, выпускник Санкт-Петербургского лесного института, Земит с началом войны был призван в армию из запаса и направлен в 26-ю артиллерийскую бригаду на должность младшего офицера 7-й батареи. Убит 27 сентября.

В самом кровопролитном сражении Русско-японской войны при Мукдене, в феврале 1905 года, артиллеристы 26-й артиллерийской бригады потеряли двух офицеров: М. И. Толмачёва и О.-Л. О. Троттера. Оба были прикомандированы к бригаде в ходе войны. Выходец из Курской губернии, 27-летний поручик Михаил Иванович Толмачёв был направлен на Дальний Восток из Ивангорода, где служил в крепостной артиллерии. В новой части его не успели даже внести в список: он погиб, прослужив чуть более месяца, 16 февраля 1905 года.

В те же дни пал под Мукденом прапорщик Оскар-Людвиг Оскарович Таттер. Он 1879 года рождения, лютеранин, из мещан, жил в Риге. С 1902 года — прапорщик запаса. С объявлением войны мобилизован и направлен в 26-ю артиллерийскую бригаду. 

Продолжение следует…