Нам помогал Бог и вся Вселенная: в центре Новогрудка семья столичного художника открыла свою галерею

Каждый год семья известного белорусского художника Кастуся Качана на несколько месяцев из столицы переезжает на малую родину — в Новогрудок. Здесь в самом сердце древнего города они открыли собственную картинную галерею, которая за пять лет стала центром притяжения творческих людей и туристов.

Небольшое здание с колоннами больше похоже на дворец. Отсюда открывается вид на Замковую гору. Рядом — памятник Адаму Мицкевичу и сувенирные лавки. Прямо над входом сплели гнездо ласточки. Ступеньки усыпаны птичьим помётом, но Жанна, хозяйка галереи, специально не убирает его, говорит, к деньгам.

На месте развалин возвели дворец

— У мужа была давняя мечта — открыть свою картинную галерею на малой родине. Я его поддержала. И мы вернулись в Новогрудок. Гуляли по городу и увидели почти в самом в центре развалины, — рассказывает Жанна, супруга художника, и показывает фото пятилетней давности, на котором изображён небольшой участок 3–4 га, заваленный мусором, и полуразрушенный дом XIX века.

Семья купила аварийное здание и взялась его реконструировать. Проект в старобелорусском дворцовом стиле разработал друг художника известный архитектор Леонтий Зданевич. Началось строительство, но денег хватило только на фундамент…

— Ему всё равно как Бог помогал, вся Вселенная: стали покупать работы, коллекционеры платили большие деньги. Некоторые приобретали картины бартером, например, за строительные материалы. Так потихоньку мы воссоздали здание, которое вписалось в архитектуру Новогрудка, и в 2014 году открылись, — продолжает наша собеседница.

Теперь картинную галерею называют первой частной галереей за пределами Минска. Сами владельцы так не считают.

— Не знаю, первая или нет. Есть частная арт-галерея Феликса Янушкевича в Ракове. У него был отцовский дом, он его переделал и стал потихоньку достраивать. Но так чтобы с нуля всё начать и в таком масштабе — мы первые в Беларуси, — говорит Жанна.

Первую работу хранит как талисман

Сейчас экспозиция состоит из двух залов. Здесь представлено более 70 работ за почти 40 лет — ранние и поздние произведения Кастуся Качана .

— Те, кто видит картины, часто говорят, будто их рисовали два разных художника, — объясняет хозяйка галереи. — Художник ведь должен развиваться, на то он и творческий человек.

Знаковой работой автор считает картину «Зимний вечер», написанную 35 лет назад. На ней изображена деревня Лавришево, где жил художник. Уже сумерки, мать поит корову — очень тоскливая и автобиографическая работа. Картина нарисована в тёмных тонах, но чем больше на неё смотришь, тем больше она светится золотом, говорит Жанна. Эту работу несколько раз пытались купить, но художник не продаёт, для него она как талисман.

Песняр белорусских местечек

Основная тема творчества художника — малые местечки Беларуси. За это его часто называют песняром белорусских местечек. Кастусь много путешествует по стране и сохраняет в своих работах то, чего уже нет.

— Каждая картина — это целая история. Здесь и Раубичи в 1983 году, на месте которых сейчас стоят коттеджи, и деревянная капличка возле деревни Загорье в направлении Минска, которая уже кирпичная, — рассказывает собеседница. — А вот картина «Слепой». Работа написана на основе реальных событий. Во время мобилизации парень, семейный человек, решил «откосить» от армии и намазал глаза табаком. Думал, поплачет и его отпустят. В глаза попала инфекция, и он ослеп на всю жизнь. Не зря художник пишет его на фоне храма с крестом. Вся работа читается как «пути господни неисповедимы».

Кстати, только на одной картине художника можно увидеть автомобиль. В свои работы он старается вписать людей, события, жизнь. Вот он рисует, как братья его супруги «смажат» свинью. На другой картине старец смотрит на просторы и радуется, что дождался ещё одной осени. Кроме пейзажей автор рисует натюрморты.

Проводят интерактивы и играют на пианино

В первом зале стоит пианино. Здесь часто проводят музыкальные вечера. Недавно из Минска приезжала бард Юлия Митько. Музыкальные паузы организуют даже во время экскурсий — предлагают туристам сыграть любимую композицию, и каждый раз находится хотя бы один человек, кто умеет играть на пианино. Есть в галерее и гитара.

Проводят и мастер-классы, во время которых рассказывают, как работает художник, как в поисках композиции ходит по городу и делает в блокноте зарисовки Новогрудка, руин замка, Фарного костёла, горы Миндовга, Борисоглебской церкви, затем пишет этюд на пленэре, выбирает холст и создаёт графическую картину.

— Здесь процесс не пошёл, — показывает Жанна на незаконченную чёрно-белую работу, где церковь в полном размере. — Поэтому художник выбрал фрагмент церкви и сделал упор на изображении людей. Так появилась работа «Второй день колядок».

Во втором зале установлена старинная мебель из массива дуба, которой уже 200–250 лет.

— Всё — ручная работа. Сервант стоял в обычной деревенской хате и подпирал потолок. Чтобы его вытянуть, пришлось разобрать потолок, — улыбается женщина. — Выносили сервант вшестером.

Собирали экспонаты со всего мира

Подоконники второго зала уставлены коллекциями стекла разных цветов. Здесь собраны вещи, которыми 100 лет назад пользовались наши предки.

— Мы сами живём в Минске, и, когда здесь муж начал строить мастерскую, я случайно наткнулась на стеклянный штоф конца XIX века. Пошла в Минский исторический музей, а там хранится такой же, — рассказывает Жанна.

Теперь часто ходят на блошиные рынки и барахолки, «поле чудес» в Минске. Экспонаты собирают по одному. Большинство из них — жардиньеры, тарелки и другая посуда — производства стеклозавода «Неман» в Берёзовке. Так семья хочет сохранить историю своего местечка.

Некоторые экспонаты передала в галерею известный искусствовед Майя Михайловна Яницкая. Она много лет изучала стекло от самых истоков. Сейчас ей уже 87 лет.

— Когда начала собирать коллекцию, читала много литературы. Попалась книга Майи Яницкой 1980 года издания. Нашла её телефон и познакомилась. Даже интервью немножко взяла, — улыбается наша собеседница. — Оказалось, Майя Михайловна была выпускницей нашего торгового колледжа. И она подарила самые ценные экспонаты из своей коллекции: жардиньеру 20–30-х годов, куда обычно клали фрукты. Есть несколько вещей, сделанных на Уречско-Налибокской мануфактуре XVIII века. А вот тарелка для кексов 1939 года.

Графин на похмелье лечит от головной боли

Позже семья приобрела стеклянную венскую королевскую кофеварку и сейчас регулярно устраивает в галерее кофейную церемонию. Принцип работы кофеварки непростой. Она работает на спирте.

— Сюда заливается вода, сюда засыпаем кофе среднего помола. Когда вода закипает, под давлением перетекает в стеклянный сосуд, и он «автоматически» закрывается. Вода смешивается с кофе, и, когда температура падает, создаётся вакуум и уже готовый кофе поступает в ёмкость с краником, — рассказывает Жанна о процессе приготовления венского кофе, который занимает около получаса.

Такими кофеварками пользовались в королевских домах Западной Европы. Есть в коллекции и крюшонница 20–30 годов, специальные кубки, аптекарские вещи (колбы, мензурки).

— Здесь мы иногда проводим эксперименты и антиалкогольную кампанию, — говорит хозяйка салона, достаёт небольшой графин, внутри которого петушок, наливает туда воду, и петушок начинает увеличиваться в размерах. — Вот смотрите, какой большой стал. Эти графины называют «на похмелье». Весь напиток отсюда выпивается, а утром хозяин встаёт с больной головой, идёт к графину, а там 300 граммов водочки, и он счастлив — спасибо петушку. Как так получается, не знаю.

Чашу святой Ядвиги так и не вернули на родину

Много стеклянных экспонатов нашли во время раскопок, которые вели на территории замка в 80-е годы. Археолог из Санкт-Петербурга обнаружила чашу святой Ядвиги — таких в мире всего 16.

— Наша местная художница попыталась воссоздать образ кубка. Там три изображения: Лев, Грифон и стилизованное Древо Жизни в виде двух Змей, обвивающих Чашу Жизни. Такую же мы видели в Амстердаме. Её вручали во время коронации королей.

Во время раскопок кубок разбили и вместе с остальными артефактами увезли в Санкт-Петербург. Теперь чаша склеена и стоит в Эрмитаже. В Беларусь её так и не вернули.

Коллекция стекла переедет в новый дом

Сейчас все стеклянные экспонаты хранятся на подоконниках, благо, говорит Жанна, они высокие. Однако в скором времени «вся эта красота» переедет в соседний дом.

— Там будет «шляхетная» комната со старинной мебелью и камином, — уточняет собеседница. — Экскурсии мы будем начинать уже отсюда, потом по коридору спустимся вниз, чтобы посмотреть на ранние работы художника, а затем будем переходить в зал позднего творчества автора.

В шляхетной комнате семья планирует проводить музыкальные вечера и другие творческие мероприятия.

Справка «ВГ»

Константин Иванович Качан — белорусский художник. Родился в деревне Лавришево Новогрудского района. Сегодня его произведения находятся во многих музеях страны, в художественном фонде министерства культуры России, фондах Белорусского союза художников, в Третьяковской галерее, в частных коллекциях Германии, Польши, Литвы, Латвии, Эстонии, Чехии, Сербии, Австрии, Франции, Италии, США, Турции, Южной Кореи, Китая, Вьетнама, Мексики.