Проект «ВГ» «АВТОграф». Яркая, как солнечный день: в «копейке» важна не скорость, а удовольствие от езды

Спустя много лет Ярослав сел за руль машины, на которой учился ездить, и решил с ней никогда больше не расставаться. Он рассказал, как ему удалось воплотить детскую мечту, почему ВАЗ-2101 глохнет в двух местах города и что в салоне делает Ленин. В то время как тысячи таких машин давно сгнили на свалках или под заборами, автолюбитель вдохнул в «копейку» новую жизнь.

Первая машина — как первая любовь

Жёлтые «жигули» трудно не заметить на гродненских улицах. Яркая краска блестит на солнце, а сам автомобиль уверенно держится на дороге. В салоне чисто, словно в музее. Садишься на кресло и понимаешь, что здесь время остановилось в начале 1980-х: наклейка первого техосмотра 1981 года под лобовым стеклом, советские копейки и червонцы с Лениным, часы Montana на полочке и ни одной лишней детали.

— Первая машина — это как первая любовь, забыть которую невозможно. Автомобилем, на котором учился ездить, были как раз жёлтые «жигули» отца, их давно продали, — рассказывает Ярослав. — И вот спустя годы мне снова захотелось посидеть за рулём той самой машины.

Вместе с машиной досталось «наследство»

Ярославу 25 лет, и этот возраст он считает лучшим для воплощения детской мечты. Он стал искать копию своего первого автомобиля — жёлтую «копейку».

— Нашёл объявление в интернете и поехал в Смолевичи. Мне сказали, что авто в идеальном состоянии. На спидометре было всего 11 тысяч километров пробега, — вспоминает парень. — Я долго думал, где подвох, но благополучно добрался из Минска в Гродно.

За «жигули» заплатил тысячу долларов, а затем вложил ещё 800, заменил нерабочие узлы, детали и технические жидкости. В салоне на сиденьях хорошо сохранилась родная обшивка, но она была в пыли. Ребята одной гродненской фирмы привели её в порядок, теперь салон как новый.

Ещё 300 долларов Ярослав потратил на колёса: провёл реставрацию, покрасил, а также купил вайтволлы — белые вставки на колёсах, благодаря которым машина смотрится ещё ярче. Хотелось насытить облик «копейки» хромированными деталями: долго искал значок ВАЗ, но купить его удалось в Одессе.

Вместе с автомобилем досталось советское «наследство», которое хранилось в багажнике: руководство по эксплуатации, аптечка, разные инструменты, запчасти и даже советские рубли. Часть этого Ярослав оставил в автомобиле для «духа эпохи». На фаркоп в лучших традициях минувших времён нацепил игрушечную лису, которую нашёл на даче.

Прежде чем купить автомобиль, Ярослав отремонтировал гараж, перестелил крышу, чтобы внутрь не попадала влага.

В машине, как в женщине, должна быть загадка

Парень выезжает в город на «жигулях» по выходным, в будни катается на «Вольво». Признаётся: у «копейки» другие задачи, её время ушло, поэтому нет надобности «душить» машину.

— Вы не представляете, какое это удовольствие: приходишь в гараж, садишься за руль, подкачиваешь топливо педалью газа, достаёшь подсос, заводишь и едешь, — улыбается наш собеседник.

В любой машине, как и в женщине, должна быть загадка. В «копейке» она спрятана в карбюраторе. Ярослав не может понять, почему «Жигули» глохнут в двух местах в городе — при поворотах направо с Социалистической на Карбышева и с площади Тизенгауза на Дзержинского.

— Знакомые автослесари перепробовали всё, но причину не нашли, — разводит руками хозяин.

Обычно на «копейке» едет не более 40 километров в час.

— Мне важна не скорость, а удовольствие от езды, поэтому катаюсь, когда нет интенсивного движения, чтобы никому не мешать, — говорит Ярослав и показывает, как обычно сидит во время движения: правой рукой обхватывает руль, а локоть левой выставляет в окно. — Конечно, автомобиль привлекает внимание, люди подходят, фотографируются, а по дороге показывают: «класс!».

Иномарку не так жалко, как «копейку»

На автофестиваль SunDay, который пройдёт 21 июля, Ярослав и его «жигули» не поедут.

— Когда выезжаешь в город, ловишь на себе взгляды других водителей и прохожих, потому что она одна такая, а на фестивале таких автомобилей будет много, и в несколько раз ценнее моей. Зачем занимать место? — говорит Ярослав. — Думаю, что пик ретроавто ещё не настал, поэтому лучше я свои «жигули» буду показывать в городе.

Впереди у Ярослава много планов: хочет разобраться с карбюратором, поменять глушитель. Возможно, летом на своей солнечной «копейке» отправится на Браславские озёра.

— Интерес не в том, чтобы на этой машине ездить, а чтобы в ней копаться, — говорит парень. — Но если вдруг кто-то на дороге повредит машину, я просто не переживу. Иномарку не так жалко, как «копейку», в которую вложил душу.

Ярославу несколько раз предлагали продать автомобиль и даже давали за него четыре тысячи долларов, но он отказался: мечта не продаётся.

Техпаспорт ВАЗ-2101

Год выпуска: 1980

Двигатель: 1,2 л

Привод: задний

Максимальная скорость: 142 км/ч

Справка «ВГ»

ВАЗ-2101 выпускался с 1970 по 1988 годы на Волжском автозаводе. Всего за этот период было с конвейера сошло 4 млн 850 тыс. машин.

В 1972 году завод получил премию за лучший автомобиль, а в 2000 году читатели популярного журнала «За рулём» модель признали лучшим отечественным авто ХХ века. В народе ВАЗ сначала называли «единичкой», а затем «копейкой». Есть мнение, что кузова выпущенных к Олимпиаде-80 автомобилей делались из шведской стали.

Проект «ВГ» «АВТОграф»: когда Жужика забрал эвакуатор, он позвонил мне 13 раз!

Оставьте свой «АВТОграф»

«Вечёрке» Вы владелец СТО, магазина автозапчастей, автомобильного салона или шиномонтажа? Предлагаем вам разместить модульную рекламу под нашим автомобильным проектом. По вашему желанию мы подготовим для газеты и сайта vgr.by рекламную, имиджевую статью или партнёрский материал, а также снимем видеоролик и расскажем о ваших услугах в соцсетях. У нас существует гибкая система скидок. Отдел маркетинга и рекламы «ВГ»: 68-10-50, 68-10-51, vgr.reklama@gmail.com.