«От радости раздал все свои ордена…» Гродненцы отмечают 9 мая и рассказывают о фронтовиках

Праздничные мероприятия начались утром возле Кургана Славы. Здесь в 10 утра началась республиканская акция «Беларусь помнит», в которой приняли участие несколько тысяч гродненцев.

Милиция перекрыла проспект Космонавтов от кольца возле гипермаркета и до автосервиса. Все близлежащие парковки были переполнены автомобилями. Машины оставляли возле «Алми», «Материка», на площадке ГАИ и даже в улочке Друцк.

В митинге, который состоялся у подножия Кургана Славы, приняли участие ветераны, первые лица города и области, руководители и члены общественных организаций и сотрудники десятков городских предприятий. Кроме них отпраздновать День Победы пришли обычные горожане, многие держали в руках портреты своих родных и близких, которые сражались на фронтах войны. Мы прошлись рядом с гродненским бессмертным полком и поговорили с людьми.

Женщина держала в руках рамку с вырезкой из «Ленинской правды» 1975 года, где был размещён материал про фронтовика Андрея Фетисова. Для гродненки эта газетная публикация стала семейной реликвией, которую хранят и после смерти ветерана.

А Николай Блохин занимал должность военкома в Архангельской области, поэтому его не призывали на фронт. Мужчине было стыдно ходить по посёлку, потому что там остались женщины, старики и дети. В конце концов, Николай ушёл добровольцем на фронт и погиб на Калининском фронте возле города Великие Луки. Дочь фронтовика признается, что на неё произвело огромное впечатление посещение кладбища в этом городе. Именно там через архивы в Подольске удалось обнаружить могилу отца.

— Я долго бродила по кладбищу, нашла могилу под фамилией Блохин и положила тюльпаны. Затем решила пройти ещё раз и нашла-таки родного отца. Вернулась к могиле, где оставила цветы, поклонилась, забрала часть цветов, занесла отцу и проведала его, — вспоминает женщина.

— А мой отец был председателем колхоза в Быховском районе. Он пропал без вести на войне, и найти какие-либо сведения мы не смогли, слышали только, что попал в концлагерь, — говорит ещё одна гродненка, держа в руках старую фотографию. — Это единственная фотокарточка, сделанная ещё перед войной.

В семье красноармейца осталось семеро детей, которые росли без отца. «Мы дети войны», — так называют себя миллионы людей, поколение тех, кто остался без родителей.

Двое мужчин держали в руках портрет, на котором были изображены двое похожих молодых парней. Пенсионеры рассказали, что на фото их дяди. Оба служили в польской армии и погибли в 1939 году, но где — неизвестно.

— Наш отец был на Эльбе и даже фотографировался с американцами. Умер в 1959 году, — говорит один из мужчин. Еще один наш родственник не дожил неделю до победы и погиб в Берлине 29 апреля 1945 года.

Сёстры Людмила и Светлана принесли два портрета отца Леонида Андреевича Лапыша. Он родился в деревне Гринёвка, дошёл до Берлина, а после войны вернулся в родную деревню.

— Когда пришёл с войны, то поехал в Киев к другу и от радости раздал все свои ордена, остались только юбилейные, —  вспоминают сёстры. — После войны он работал в мастерской ГАИ и занимался мотоциклами. К немцу приезжали со всего Союза.

В семье фронтовика 9 мая был днём, когда вся семья собиралась за столом. 10 лет назад, когда его не стало, родственники в День Победы приезжают проведать Леонида Андреевича на кладбище.

А семья Френклах приехала в Гродно из Гомельской области. Дед Ошер Френкель прошёл всю войну и вернулся домой. Но когда в Гродно восстанавливали обувную фабрику, Ошер переехал в наш город и всю жизнь работал на предприятии. Отец Юрий Моисеевич Френклах закончил в 1941 году высшее военное артиллерийское училище в Ленинграде.

— При отступлении на Украине он тащил гаубицу и попал в плен, — вспоминает гродненка. — Их перевезли сначала в Польшу, а затем в Голландию, где военнопленных освободили американцы. После войны работал в школе учителем математики, затем в строительной организации.

А мама Эмма Ошеровна Френклах в начале войны работала в детском доме в Гомельской области, а когда начались боевые действия, перевезла детей в Казахстан и опекала их до конца войны. Затем детский дом вернулся в Беларусь.

После митинга состоялся парад войск гродненского гарнизона, а затем гости переместились на рубеж имени Карбышева, где войска Западного оперативного командования выступили с показательными выступлениями.

Затем на сцене возле Кургана Славы начался концерт артистов Гродненской филармонии, а по периметру мемориального комплекса разместились торговые объекты.