Гостиница для животных, экокафе с банановым меню и кулинарная «машина времени» — какие идеи собрал «ИнвестУикенд»

Отдавать домашних питомцев на время в специальные гостиницы, установить в общественных местах пункты для кормления грудью и пеленании детей, а также открыть в Гродно кафе в стиле хоббитского Средиземья Толкиена предлагали на очередном, 13-м «ИнвестУикенде». Главное стартап-событие полугодия состоялось в субботу, 24 марта, на факультета экономики и управления ГрГУ им. Янки Купалы.

 «Лично я беру за час консультации 50 долларов»

В этот раз «ИнвестУикенд» собрал около 30 идей, презентовали которые студенты гродненских вузов и даже школьники. Редко встречались состоявшиеся бизнесмены с многолетним опытом ведения собственного дела.

Определить среди трёх десятков проектов самый инновационный и «денежный» должно было жюри из 14 человек. В него вошли представители банков, руководители IT-компаний и консалтинговых агентств, бизнесмены. Только во время «ИнвестУикенда» люди такого «полёта» могут раздавать бесплатно советы и проводить личные консультации. В любое другое время за подобные комментарии стартаперы отдали бы немалые деньги.

— Лично я беру 50 долларов за час консультации. Уверен, члены жюри также отнюдь не безвозмездно обычно рассказывают, с чего нужно начинать своё дело, — шутил незадолго до презентаций медиатор мероприятия, бизнесмен и бизнес-коуч Константин Журавский. — Поэтому, дорогие участники, поднимайтесь на сцену с блокнотиками, чтобы слово в слово записать пусть порой жёсткие, но такие важные рекомендации нашего жюри. Не думайте, что к вам придираются, на самом деле вам помогают. Цените эту помощь.

Будь как Невгень Евгений!

На то, чтобы презентовать свою идею, у участника есть 2 минуты, или, как их ещё принято называть, elevator speech. Оказавшись с потенциальным инвестором в одном лифте, начинающей стартапер должен представить свою идею ровно до того момента, пока инвестор не приедет на свой этаж в небоскрёбе. После окончания лимита 4 минуты уходило на вопросы от экспертов и зрителей в зале. При этом некоторые участники на этот раз презентовали сразу по две идеи. Что, правда, не рекомендуется: в глазах бизнесменов стартапер, размышляющий над двумя или более проектами, не сфокусирует внимание на самом важном из них и в итоге не доведёт до ума ни одну идею.

Тем не менее гродненским ребятам, видящим себя в бизнесе, есть на кого равняться. Перед глазами каждого начинающего должны быть вполне реальные примеры. Первый — Ксения Курусь. Она стала победительницей первого гродненского «ИнвестУикенда», затем получила инвестиции и открыла в Минске сеть хостелов. А вот о другом важном «человеке-маяке» для молодого бизнесмена заговорил ведущий Константин Журавский:

— Не будьте ленивы и инертны. Всё возможно и достижимо. Окей, знаете ли вы человека из вашего города с приложением в миллиард пользователей? — спрашивал он в молчаливый зал. — Конечно же, это Невгень. Приложите больше энергии, посвятите на идею больше времени, и тогда, быть может, и вы получите свой офис в Лондоне.

Пример Евгения Невгеня показателен — как страртапер участвовал в минском «ИнвестУикенде» и выиграл планшет. Сейчас автор популярного приложения MSQRD работает в офисе Facebook.

От блокчейн-технологий до заботы о детях-инвалидах

Гродненский «ИнвестУикенд» следует за трендами и на этот раз получился как никогда актуальным. Тут по-прежнему встречаются социально ориентированные проекты, как, например, идея тренажёрного зала для инвалидов или проект типовых мобильных ширм для мам, которым нужно покормить ребёнка грудью или сменить ему подгузник.

Ни один «ИнвестУикенд» не может обойтись и без идеи для животных. И если раньше это были приюты для дворняг или кладбища для домашних питомцев, то сейчас предлагали сделать гостиницу, где можно оставить своего любимца на нужное время и обеспечить ему заботу и уход.

«Хайповая» в последнее время тема с криптовалютами не обошла и гродненских ребят. Поэтому впервые в истории «ИнвестУикендов» прозвучала идея, использующая блокчейн-технологии. Больше становится предложений открыть в Гродно оригинальные заведения. В этом направлении виртуозно сочетаются такие запросы, как здоровая еда и экологичность. Предлагали открыть экокафе. По мнению студенток Ани и Виолеты, им может стать «Банана», где во всех блюдах будет банан. Ярые фанаты хоббитов намерены открыть возле драмтеатра бар-пекарню «Кроличья нора», ориентированный на студентов старше 18 лет. В интерьерах по мотивам Толкиена будут предлагать свежую выпечку и лёгкие алкогольные коктейли.

И все-таки главным шагом навстречу современным реалиям стала ориентация на продукт для туристов. Из номинаций исчезла «Лучшая идея для города», её место заняла номинация «Лучшая идея для развития туризма». Молодые предприниматели презентовали различные идеи для турсферы — от мобильных приложений до специфических заведений общепита. Взять проект гастробара «Кронос». В четырех отдельных залах посетители смогут попробовать кухню Гродно разных исторических эпох — ВКЛ, СССР 1960-х годов, современную и кухню будущего (молекулярная пища). Это будет своего рода гастрономическая машина времени.

Итоги «ИнвестУикенда»

В каждой из трёх номинаций определяли тройку лучших. Занявшие призовые места получали бесплатно книги о бизнесе, а победителей награждали настольными играми «Миллиардер» и «Бизнесмен». Приз зрительских симпатий взяли авторы идеи о баре-пекарне.

«Лучшая команда/автор»

Третье место в этой командной номинации получили студенты Павел и Диана с проектом «Люди в мусоре». Его фишка — фотографироваться среди мусора и выкладывать фото в соцсети. Это напомнит о проблеме сбора мусора.

«Серебро» у студентки аграрного университета Марии: проект гостиницы для животных.

Победителем в номинации стал социальный проект «Лестница в облачко»: в детских домах проводить образовательные курсы и экономические игры для финансового образования воспитанников.

«Лучшая идея для развития туризма»

Третье место — идея чат-бота для соцсетей Telegram и WhatsApp, который станет гидом для туристов. Приложение может прокладывать маршрут для автомобиля и пешего путешествия, а также рассказывать о достопримечательностях Гродно через QR-коды. На инициативу требуется всего 600 долларов.

Второе место — проект «Музыка стагоддзяў» от студентки ГрГУ Марии: история гродненского края в формате 2.0. Мобильное приложение обучает школьников, которым предстоит сдавать экзамен по истории Беларуси, в форме туристической экскурсии.

Лучшей туристической идеей стал проект ребят из СШ № 11 «Прогулка по Гродно». Мобильное приложение сочетает информацию о культовых объектах в нашем городе и функционал маршрутизатора. 

«Лучшая бизнес-идея»

Антон Кирейчук из СШ № 27 — постоянный участник «ИнвекстУикендов». В 2015 году он предлагал разделять мусор ещё до заваривания мусоропроводов в подъездах, а в начале 2017 года «ВГ» писал о нем как разработчике школьной программы энергосбережения. На этот раз парень презентовал велогараж. В небольшом помещении 5 на 20 метров хранится до 50 велосипедов. Стоимость аренды места в месяц — 3 рубля, за «вечное» пользование — 20 рублей. Идея Антона удостоилась третьего места.

«Серебро» — идея с блокчейном. Авторы хотят создать букмекерскую контору, где ставки делаются криптовалютой эфириумом.

Лучшей бизнес-идеей жюри признало разработку Андрея Белобокого. 26-летний фельдшер Гродненской областной станции скорой медицинской помощи решил оцифровать многочисленные инструкции, указания и протоколы Минздрава и свести в единое мобильное приложение с удобным интерфейсом. Задумка оказалась настолько полезной, что сейчас разработкой Андрея пользуется вся станция СМП.

— Решил облегчить жизнь себе и коллегам. Всё задумывалось сначала как для себя. На всё ушёл ровно месяц. При этом в программировании я был полный ноль, но нашел в интернете информацию по созданию приложения, — рассказал Андрей.