«Когда спрашивают, какие «откаты» в Беларуси, отвечаю — ничего, кроме налогов»: литовский инвестор откровенно об инвестиционном климате и кулинарных предпочтениях гродненецев

Литовский инвестор откровенно рассказал «ВГ» об инвестиционном климате нашей страны, своём опыте ведения бизнеса, кулинарных предпочтениях гродненецев и глобальных планах по покорению вкусов белорусских потребителей.

Томаш Петюль (в центре) с командой

Их общепит на вынос в Вильнюсе не прижился

Молодые и энергичные бизнесмены из Литвы Томаш Петюль и его компаньон Дариуш Кардис на горизонте гродненского общепита замаячили 7 лет назад. Тогда они выбирали место «приземления» первого кафе, акцент в котором решили делать на оригинальных пицце и кофе, причём позиционировали себя как общепит на вынос. Модель уже опробовали в Вильнюсе, но на местном рынке не прижились — уж слишком конкурентной оказалась столичная среда. Обратили взор на Беларусь, где ёмкость рынка позволяла найти свою нишу, но от покорения Минска отказались, сделав выбор в пользу региона.

— Мой отец родом из Гродненской области, и я, приехав в Гродно, буквально влюбился в этот город — уж очень он мне напоминал по своей энергетике Вильнюс, — объясняет свой выбор Томаш.

Приехали делать бизнес на ржавеньких «Гольфах»

Когда стали искать место, где бы открыть первое кафе, выяснилось, что стоимость аренды в Гродно почти в пять раз выше, чем в литовской столице. В кармане на тот момент было не так уж много денег для открытия бизнеса — 40 тысяч долларов. Всё это не охладило пыл молодых бизнесменов, горевших идеей покорения вкусовых пристрастий гродненцев.

Не то чтобы на тот момент в Гродно не было пиццерий, были, но ребята выбрали новый демократичный формат — пицца и кофе на вынос, где с одинаковым уважением относятся к клиентам как с галстуками, так и в рваных шортах. Первыми решили сделать в городе открытый доступ к вай-фай, бесплатную доставку и подачу в одноразовой посуде, что тогдашнему потребителю было в диковинку.

Они горели планами, не скупясь вкладывали в развитие идеи всё, что имели за душой. Хорошо помню, как ребята появились в центре, где открыли свою первую пиццерию, на стареньких ржавеньких авто с литовскими номерами… Кто-то считал их подход безрассудством, но они верили в успех.

— Наверняка вы просчитывали срок окупаемости своих вложений? — интересуюсь у Томаша.

— О чём вы?! Ничего не считали, просто работали с душой и полной отдачей, — отвечает собеседник.

От идеи до открытия — два месяца

Изучая отзывы других игроков на рынке общепита, выяснили, что в Беларуси от момента подачи заявления до открытия в среднем путь занимал на тот момент от года до двух. Ребята же его прошли за 2,5 месяца даже с учётом ремонта помещения.

— Нам, как инвесторам, помогали во всём: не могу припомнить случая, чтобы где-то столкнулись с препонами, непониманием… Когда мы только собирались открывать бизнес в Беларуси, нам говорили друзья, мол, что вы делаете, там же свои законы, не заметите, как всё «отожмут».

— И что бы вы ответили на это сейчас?

— Спустя семь лет могу с полной уверенностью сказать, что в Беларуси открытая и прозрачная модель ведения бизнеса. У меня часто спрашивают в Литве, какие откаты я плачу. Я отвечаю: ничего, кроме налогов, в отличие от Литвы, где коррупционная составляющая присутствует на всех уровнях (от согласования до контроля).

В планах — накормить пиццей всю страну

За время своего присутствия в Беларуси ребята развили сеть пиццерий в Гродно. Попробовать их пиццу, которая, кстати, готовится на основе исключительно белорусских продуктов, теперь можно в Волковыске, Бобруйске.

— Я очень горжусь нашей нынешней командой, состоящей из 150 сотрудников. Думаю, в ближайшие годы их число увеличится до 280, — делится планами Томаш.

В следующем году кафешки должны открыться в Гомеле, Солигорске и Минске. В целом у ребят амбициозные планы — «покрыть» Беларусь своей пиццей.

К слову, объём прямых иностранных инвестиций на чистой основе уже составил более полумиллиона евро.

Кофе и «Вечёрку» в дорогу

Не так давно в Гродно появился новый формат торговли — остановочный павильон на автовокзале: здесь можно выпить хороший кофе, полакомиться ароматной выпечкой и в ближайшее время — купить свежий номер нашей газеты. Это первый павильон проекта «Z-маркет» на проспекте Космонавтов.

— Идея возникла не на пустом месте: автобус на Вильнюс, например, отправляется с автовокзала в 5:30, в такое ранее время пассажирам негде поблизости выпить кофе, купить свежую прессу или выпечку — словом, сделать всё то, что пригодилось бы в пути, — объясняет собеседник.

Формат торговли предполагает, что двери павильона открыты для посетителей 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Такую модель Томаш Петюль подсмотрел в Норвегии и решил реализовать в Беларуси.

Второй павильон, кстати, открывается на этой неделе на остановке перед поликлиникой по улице Врублёвского.

— Наверняка это не все планы?

— Безусловно, есть ещё одна интересная идея, реализация которой обойдётся нам в несколько миллионов евро, но об этом мы расскажем позже на страницах любимой «Вечёрки», — заинтриговал напоследок мой собеседник.