«Забытый» Вивальди и откровение Ференца Листа: прощание с фестивалем органной музыки

Праздник музыки «Органы Европы звучат в Гродно» завершился в четверг, 23 ноября. Его заключительным аккордом стал концерт немецкого органиста Иоганнеса Гефферта.

Маэстро много и с успехом гастролирует по Беларуси. Впервые он приехал в нашу страну в составе делегации фонда «Детям Чернобыля» и тогда же дал свой первый концерт. С тех пор прошло почти 25 лет, и за это время Гефферт побывал практически во всех крупных городах Беларуси.

Гефферт — знаток старинных инструментов — высоко оценивает гродненский орган. По мнению мастера, он обладает огромными возможностями: можно услышать звучание тех органов, для которых и писали шедевры в разные эпохи. Гродненскому зрителю Гефферт представил несколько таких звуковых моделей.

В программе звучали сочинения, охватывающие большой период в истории музыки. Открывала концерт Прелюдия соль мажор Николауса Брунса. Малоизвестный у нас композитор не успел создать большого количества произведений, однако практически каждое из них входит в золотой фонд репертуара современного концертирующего органиста. Эта музыка технически сложна для исполнения: насыщена сложной полифонией, которая вместе с тем не обременяет слушателя.

Прозвучала музыка Антонио Вивальди. Как известно, наследие композитора пропало почти на два столетия, и сокровищница его шедевров была обнаружена лишь в начале ХХ века. И она по сей день преподносит сюрпризы: в 2010 году была найдена очередная партитура концерта «Великий Могол» в транскрипции для солирующих инструментов. Именно она звучала на концерте.

Органное творчество венгерского композитора Ференца Листа гораздо менее известно, чем его лирические миниатюры, однако каждое его сочинение для короля музыкальных инструментов — это подлинная жемчужина. Одна из них — «Воспоминание о Сикстинской капелле» — звучала в зале колледжа, погружая в атмосферу личного переживания композитора, соединившего в одном произведении мелодии «Miserere» Грегорио Аллегри и «Ave verum corpus» Моцарта.

Представляя французского композитора Луи Вьерна, Гефферт исполнил Allegro vivace из Симфонии № 1. Другая музыка с французскими корнями — пьеса «Карильон-выход» Анри Мюлле — напоминала звучание колоколов после мессы.

Завершением программы послужила Токката ре минор Иоганна Себастьяна Баха, ставшая публике подарком от маэстро.

Справка «ВГ»

Иоганнес Гефферт получил образование в Кёльнской консерватории, где изучал церковную музыку под руководством известного профессора Михаэля Шнайдера. После этого он продолжил обучение в Лондоне, где занимался в классе британского органиста-виртуоза, концертирующего мастера Николаса Кинастона. Затем вернулся в Германию, где в течение почти двух десятилетий занимает должность директора церковной музыки в Боннской кройцкирхе и является органистом зала имени Бетховена. Гефферт — профессор класса органной импровизации и заведующий кафедрой литургической протестантской музыки Кёльнской академии. Занимается активной концертной деятельностью, выступает на престижных международных фестивалях, участвует в симпозиумах, проводящихся под эгидой союза органистов. Он ежегодно даёт мастер-классы для молодых музыкантов в Германии и за её пределами, в том числе и в Белорусской государственной академии музыки. На счету Гефферта более 25 пластинок и дисков, записанных совместно с ведущими звукозаписывающими фирмами мира.