Четверг, 21 ноября
  • Погода в Гродно
  • 6
  • EUR2,2646
  • USD2,0457
  • RUB (100)3,208
TOP

«Хотите крутой млечный путь? Вам в Южное полушарие!» — Сергей Banifacyj Морозов раскрыл секреты съёмки ночного неба

Почему на его фото млечный путь разноцветный, куда подевалась луна, и кого нужно бояться ночью — на эти и другие вопросы мастер ночной фотографии Сергей Banifacyj Морозов ответил в торговом центре OldCity в пятницу, 13 октября.

Среди собравшихся были и те, кто пришёл специально послушать одного из лучших фотографов Гродно, и просто посетители торгового центра. И тем и другим было, на что посмотреть: розыгрыши призов и крио-шоу никого не оставили равнодушными.

«Эти фотографии больше научно-технические, чем художественные»

Чтобы сделать фотографию звёздного неба не достаточно просто навести объектив, и нажать кнопку спуска затвора — это сложный процесс, который нужно выверять с математической точностью.

— Погода и состояние атмосферы должны быть близки к идеальной. Чистое небо — залог успеха, — рассказывает фотохудожник. — В городе млечного пути не видно. Всё дело в освещении улиц и загрязнённости атмосферы над городом. Городская пыль в воздухе видна на фото как светящийся ареол, который закрывает мелкие звёзды, из которых по большей части и состоит млечный путь — их просто не видно.

Чтобы световое загрязнение не мешало, нужно уехать за город в неосвещенную область. Чем дальше, тем лучше. Хотя, если брать в расчет Гродно, то уже через 5-7 километров можно что-то снять. Обязательно нужно убедиться, что в месте, где вы собрались снимать нет заводов, которые дымят и светят похлеще города, иначе звёзд на фото так же вам не видать.

— В Беларуси одними из лучших мест для таких съёмок будут Беловежская пуща, Браславские озера, Полесье. Но если вы хотите действительно крутой млечный путь, то вам в Южное полушарие. Именно там самая яркая и красивая его часть.

Почему нет луны, а млечный путь разноцветный?

Ещё одна помеха для ночной съёмки — луна — дополнительный источник света. При лунном свете небо окрашивается в синий, вместо глубокого черного. При этом менее яркие звёзды вовсе пропадают. Выезжая на съёмку, фотограф должен знать фазы луны и где она будет находиться на небе во время съемки, чтобы избежать мощного «паразитного» источника света. Не обойтись и без знаний созвездий: млечный путь легко найти по созвездиям Кассиопея и Лебедь, а полярную звезду — отталкиваясь от Большой медведицы.

— «Почему на ваших фотографиях млечный путь цветной, ведь мы его видим чёрно-белым?» — этот вопрос мне задают чаще всего, — говорит Сергей. – Отвечаю: всё дело в световом восприятии: фотокамера, в отличие от человеческого глаза, способна накапливать свет, а вместе с ним и цвет. Наш глаз устроен так, что, чем ниже освещение — тем ниже цветочувствительность.

«Люблю эту съёмку за то, что она возвращает во времена плёнки»

Снимает Сергей и звёздные треки — так сказать небо в движении. Критерии к погоде и луне в целом остаются те же. Снимать надо на большой выдержке. Если хотите получить круги на небе, то в кадре должна быть полярная звезда. Лучше снимать не одним кадром, а делать много с выдержкой подярка 30 секунд, и потом наложить их друг на друга в специальных программах обработки. В среднем на фото с треками уходит от 35 минут до часа. Главное не задеть штатив, так как при сдвиге звёзды на фото сместятся, и склеить их в одну фотографию станет проблематичным – придётся начинать сначала:

— Мне интересна не только итоговая картинка, но и сам процесс её создания. Хотя, бывало, планируешь, тратишь часы на расчёты, на съёмку, а потом при обработке оказывалось, что фотография не получилась. Но это единичные случаи, которые только подстегивают азарт. Люблю съёмку звезд за то, что она возвращает во времена плёнки, где до последнего не понятно — получился снимок или нет.

 

То, что я дойду до съёмок звёздного неба, было лишь вопросом времени

Интерес к звёздному небу у Сергея появился ещё в детстве — любил рассматривать небо, нравились закаты, а завораживающие картинки звёздного неба из детства до сих пор стоят перед глазами.

— Сначала я фотографировал облака и тучи, которые, как мне казалось, что-то мне напоминали. Даже сделал из этих фотографий выставку в 2009 году. То, что я дойду до съёмок звёздного неба, было лишь вопросом времени. Сделал это как только появилась техническая возможность — в хорошую погоду открыл окно, выставил фотоаппарат на улицу, сфотографировал. После обработки оказалось, что получилось неплохо. Понятно, картинка в плане композиции была не очень, но в целом её хватило, чтобы я начал серьёзно этим заниматься.

Поставив себе цель научиться снимать звёздное небо, Сергей начал тщательно изучать этот вопрос с теоретической стороны.

— Это такой вид съёмки, где до всего можно дойти экспериментальным путём — до многих вещей я дошёл сам. Другое дело, что теряются время и кадры. Сейчас можно сделать резкий качественный скачок, воспользовавшись интеллектуальными наработками других фотографов. Этого ведь никто не запрещает, главное — делать хорошие фотографии.

Фотохудожник заверяет, что, для того, чтобы начать снимать звёздное небо, дорогостоящей техники не нужно — качество фото, конечно, будет хуже, чем, если фото будут сделаны на дорогой апарат, но на первых порах будет достаточно.

Как Banifacyj от кабана убегал

За время, пока Сергей готовил свою коллекцию фотоснимков, с ним произошло много курьёзных историй.

— Как-то летом я выезжал на съёмку в сторону Озёр. Там Т-образный перекрёсток, стоит крест и с двух сторон поле. Я решил, что здесь получится оригинальное фото, — с увлечением рассказывает Сергей. — Поставил подальше мотоцикл, разложил оборудование. И тут — громкий цокот копыт в мою сторону. Первая мысль — кабан, вторая — как бы запрыгнуть на этот крест, а перекладина была на высоте полутора метров. Почти готовый это сделать я понимаю по стуку, что копыта слишком тяжёлые, чтобы быть кабаньими — всё-таки лось. Благо, не доходя, «это» развернулось и ушло в поле. Нужно быть готовым ко всему: замерзают руки, техника, местные мужики предлагают согреться горячительными напитками, пока фотоаппарат сделает свою серию фотографий.

Сергей даже составил свой список вещей, которые нужно взять на ночную съёмку — не только профессиональные вещи, но и фонарик, плед, шапку, перчатки.

Сергей предупреждает: «Запаситесь терпением — с первого раза идеальное фото не получится!»

Задать свои вопросы мастеру ночной фотосъёмки можно ещё в субботу, 14 октября, в торговом центре OldCity в 14:00. Здесь снова пройдёт бесплатная лекция на тему «Как фотографировать звёздное небо», и будут разыграны призы. Выставка фотохудожника «Звёзды над Гродно» будет в ТЦ на 2-м этаже (в зоне Атриума) с 13 по 29 октября.

Самое читаемое

Разное