Назад к Толкиену: несколько фактов о южной Чехии

С Южной Моравии как будто списана хоббитания. Круглые окошки, арки, вписанные в холмы длинные домики, безмятежные тихие палисадники, жители — любители поесть и трудиться с раннего утра. Едешь по локальной узкой дороге, обсаженной липами, и в окна просится Шир. Вокруг сплошное Заселье или Край…

Южная Чехия сегодня процветает. Экономика идёт вверх, безработицы нет, мигранты до дальних границ не доехали (или уехали), ресторанчики переполнены, а дешёвой энергией снабжает местная Темелинская АЭС. Но есть и ментальные причины благополучия. Южные чехи очень системный народ, правила не меняют и, если что-то решили, почти всегда знают, каким будет результат.

Можно выбрать, кому и сколько платить за энергию и коммуналку

В Ческе-Будеёвице можно выбирать, кому и сколько платить за электричество. Разные фирмы — поставщики энергии предлагают бонусы или снижают тарифы. Абонент сам ищет, где услуги качественнее и дешевле. В городке Темелине, возле которого построена атомная электростанция (крупнейшая в Чехии АЭС находится в густонаселённом районе, в 25 км от Ческе-Будеёвиц, и, кстати, такого же типа, как и Белорусская под Островцом), жители платят меньше всего. Своей станции не боятся. При желании, после заявки и согласований, туда можно попасть на экскурсию, прямо к реактору. Рядом пруды, в которых разводят рождественских карпов.

Ческе-Будеёвице

Из прошлого сделали трансформер

Бывший Дом профсоюзов из социалистических времён занимает в центре Ческе-Будеёвиц целый квартал. Кроме профсоюзной администрации края сюда входили Дом культуры, административные здания, гостиница, театр с двумя сценами, концертный зал, ресторан и даже костёл. После «бархатной революции» огромное хозяйство осталось в собственности профсоюзов и не стало бременем для организации.

В административном корпусе теперь находится городская поликлиника. Но и от арендаторов не отказались. Так, рядом с забором анализов может быть кабинет какой-нибудь фирмы. А стоматолог соседствует с адвокатской конторой. Взрослая и детская поликлиники не разделены, и нет отдельного времени приёма для больных детей или младенцев. В пиковые сезоны появляются очереди, тогда пациенты сидят на ступеньках или в коридорах на полу.

Вместо устаревшего кинотеатра и концертного зала сделали трансформер. Профсоюзы расходов не понесли, им была должна венгерская фирма. Теперь огромное помещение может превращаться в кинотеатр, ресторан, конференц-зал. Соседняя «столовка» обеспечивает банкеты любого уровня и корпоративные приёмы.

На самом деле «столовка» — это популярный ресторан с демократическими ценами. Обычное обеденное меню может включать стейки разной прожарки, тушёную телятину, дичь, сложные десерты. Интересно, что здесь обучают будущих поваров и официантов и платят за это владельцу ресторана деньги.

Время есть и время умирать

Секреты южночешской кухни — в подливках и соусах. Мясные блюда доминируют. Обед начинается в 12 дня и может включать лёгкое пиво и «паньяки» — рюмочку бехеровки или рома. В «столовке» каждый день расписан, например: гуляш — в пятницу, «колено» — наша карковица — в среду. Здесь привыкли есть не дома — огромное предложение стимулирует поваров, иначе заведение прогорит, несмотря на туристов.

Дольно часто в ресторане работает и обслуживает клиентов сам хозяин, чего практически не увидишь у нас. Так он становится приятелем для гостей, сохраняет постоянных посетителей. В пригороде есть популярный охотничий ресторан. Бывшая «стекляшка» внутри наполнена охотничьими трофеями и вкусными запахами. Сюда приезжают на гусиную печёнку и «колено», а места нужно заказывать заранее. Основатель ресторана только недавно перестал выходить в зал, но ему уже далеко за 70 лет. Теперь работает его сын.

Религиозные праздники чтут и отмечают, но многие не соблюдают пост. Перед Рождеством кафешки переполнены так же, как и в обычные дни, правда, при желании можно выбрать постное меню.

Галерея на улице

Когда человек умирает, с погребением могут подождать неопределённое время, пока приедут родственники, или подойдёт очередь на кремацию, или… пройдёт праздник. А пожилому человеку могут официально отказать в операции, даже когда она жизненно необходима, если стоимость страховки её не покрывает.

Публичный дом вместо таможни

Административный район Ческе-Будеёвицы соседствует с Германией и Австрией. Границы исчезли, а переходы остались. Из-за угрозы терроризма, нелегальных мигрантов идёт речь о том, чтобы вернуть контроль даже на внутренних границах Евросоюза.

Однажды нас пригласили «на рёбрышки» в небольшой ресторанчик в приграничном посёлке в Австрии. Всего-то в 20 километрах от Ческе-Будеёвиц мы впервые увидели внутренние границы.

С обеих сторон дежурили полицейские автомобили. Транспорт не останавливали. С чешской стороны приближение к Австрии обозначено вьетнамскими базарами, где продают цветные уличные фонарики из стекла, гипсовых садовых гномов, и рекламой казино. На самом переходе все здания, где работали пограничники, таможенники, логисты, отданы в аренду. Открыты стоматологические кабинеты, игорные салоны и ночные клубы (читай: публичные дома). В Чехии публичные дома официально разрешены, только называются клубами, массажными салонами или саунами. С австрийской стороны никакой подобной жизни нет. Новенькие современные здания досмотра, контроля законсервированы и закрыты. Работу они могут возобновить в течение дня.