Деревенская жизнь в центре города: что будет на улице Красноармейской после сноса домов

Жители Красноармейской улицы живут в домах с печкой, без горячей воды, с туалетом на улице и уже сорок лет ждут сноса. О «переселении» заговорили снова, когда узнали, что автовокзал собираются перенести к «Тринити», а старое здание вместе с частными домиками пустят под снос.

Частный сектор с огородами, бельём между столбами, красивыми зубчатыми карнизами на Красноармейской улице находится в центре города и начинается сразу за автовокзалом. Почти вся улица, до пересечения с Менделеева, планируется под снос.

«Всё дрожит, стена трясётся, посуда гремит…»

Первым на улице стоит жёлтый дом на четыре квартиры. Здесь живут четыре семьи. На скамейке хозяева с гостями пьют кофе.

— Дому 114 лет, — рассказывает хозяйка одной из квартир. — Мы живём тут почти 30 лет. Родителям его дали от железной дороги. Говорят, тут пан жил, потом был штаб Красной армии, а в соседней постройке — конюшни.

Дом построен из шпал. Внутри сыро и холодно. Приходится включать калорифер. Хозяева сами утеплили стены снаружи. В пристройке сделали туалет, чтобы не ходить на улицу. Поставили бойлер.

— Поезд пройдёт, и всё дрожит, стена трясётся, посуда гремит. Хорошо, что раньше строили на совесть. Иначе он через два года рассыпался бы, — говорит женщина. — Если дело дойдёт до сноса, продавать свою квартиру не будем. Кто ж её купит? Я б не купила…

Соседка Ирина с семьёй уже много лет мечтает переехать в новую квартиру.

— Сколько моему сыну, столько сносят. А ему скоро 35. Зимой тут тяжело. Всё старое, продувается. Полы кривые. Сырость.

Их вход ближе всего к автозаправке. Женщина переживает, что искры или сажа могут долететь до баков с топливом и спровоцировать взрыв. Мешает загазованность и идеальная слышимость. На Ирину и её семью, даже когда они просто громко разговаривают, пожилая соседка вызывает милицию. А ежеминутные объявления с автовокзала женщина уже не замечает — привыкла.

Моются в бане, на работе или дома за шторкой

С другой стороны улицы — большой синий дом с мансардой. Он рассчитан на пять семей, а живёт только две. Огромный огород семьи поделили между собой. Туалет на улице. Моются в бане, на работе или летом около дома за шторкой. Если зимой не протопить печь, очень холодно.

— Хотели окна поменять, но когда нас будут сносить, куда мы эти стёкла денем. Мы пытались признать дом непригодным для проживания, но не получилось. Ступеньки проваливаются. Земля едет вместе с домом, — рассказывает хозяйка одной из квартир Ирина, которая живёт здесь больше 40 лет. — Тут была панская усадьба Гришкевичей. Я ещё застала невестку хозяина.

Елизавете Францевне из дома напротив скоро 75 лет. Дом остался от родителей мужа. Мы разговариваем с ней в беседке, обвитой виноградом.

— Я счастливо живу тут уже 53 года, — улыбается женщина. — Люблю этот дом, этот участок, эту зелень. Жить в «клетке» совсем по-другому. Человек привязан к месту, где живёт.

У бабушки свой большой огород. На втором этаже внук обустроил комнату, где отдыхает с друзьями. В доме муж поставил котёл, ванну.

— Молва о сносе сделала много плохого. У мужа были золотые руки. Он мог бы сделать из дома игрушку, но в исполкоме сказали: можно перекрыть крышу, но после сноса вам никто за неё не заплатит.

Вместо домиков построят магазины

Первоначально по генплану 2003 года, весь частный сектор на Красноармейской улице планировали снести, а территорию озеленить. Позже в генплан внесли изменения. Теперь вместо сквера на месте домов собираются строить общественные здания — магазины, офисы, кафе.

— Генплан определяет лишь перспективу развития города, без определённых сроков и объектов. Сносить улицу начнут только, если на это место придёт инвестор с конкретным проектом, — объяснил заместитель начальника управления архитектуры и градостроительства горисполкома Дмитрий Вабищевич.

Поскольку район определён под снос, жильцы не могут увеличивать жилплощадь, иначе получат штраф, а при сносе компенсацию за достроенные метры не дадут. Можно пристроить к дому туалет, ванную, кухню, прихожую, но для этого нужно получить разрешение в администрации района.

В тему

Красноармейская улица ждёт инвестора

Пока инвесторов с проектами по Красноармейской улице не было. Пять лет назад появилась идея построить несколько пешеходных мостов. Один из них планировали перекинуть от железнодорожного вокзала к Красноармейской улице. Он сделал бы переход через пути безопаснее. Другие мосты могли появиться между улицей Парижской Коммуны и Центральным рынком и через Неман от Старого замка к старому порту. Однако планы так и не реализовались.

Жили военные и производили кафель

Район Красноармейской улицы возник в 1883 году, когда построили военный городок 102-го Вятского пехотного полка, и назывался Александровской слободой, писал историк Виктор Саяпин. В казармах в разное время располагались воинские подразделения. В конце ХІХ века князья Друцкие-Любецкие основали здесь кафельный завод, на котором изготавливали кафель высокого качества, декорированный по последней моде. В советское время Красноармейская начиналась со Скидельского рынка. Управление рынками города размещалось в доме № 1. Старый рынок находился рядом с автовокзалом до 1972 года. В доме № 3 работала санстанция, затем зубопротезная мастерская, видеосалон. В 2005 году его снесли и на его месте построили салон мобильной связи. Достопримечательностью улицы был «горбатый» мост над железной дорогой, переброшенный от Будённого к Красноармейской улице. Но случайно его повредил подъёмный кран, и мост разобрали.