Строили как туннель под Ла-Маншем, а теперь он никому не нужен — какие тайны хранит секретный бункер Горбачёва под Волковыском

В Свислочском районе находится один из самых секретных объектов времён «холодной войны». «Объект 1161» — уникальный, единственный во всей Беларуси. Строили его специально для Михаила Горбачёва.

Сейчас наверху видны бетонные сооружения, покрытые травой. Но жители ближайшей деревни говорят, что противоядерное укрытие для президента СССР не разрушено и до сих пор находится в рабочем состоянии.

К таинственному подземному комплексу ведёт дорога через лес. Слева — остатки бетонного забора, жёлтые, покрытые мхом. Уцелело лишь несколько бетонных плит барьера, ограждающего территорию.

Жители ближайшей деревни расходятся в определении, когда здесь началась «секретная» стройка. Одни говорят, что в 1984 году, другие — в 1985-м. Но точно помнят: вначале приехали военные. Ходили по деревне, искали тех, кто мог бы показать окрестности.

— Моего отца забрали, возили по лесам, а он рассказывал, где что находится, — рассказывает Ричард, наблюдая за своим внуком на велосипеде. — А вскоре появилось множество людей в форме, грузовиков со стройматериалами.

Сельчане вспоминают: строительство не прекращалось ни днем, ни ночью. Вначале в лесу появился большой ангар — для защиты от воздушной разведки и спутников. Недалеко от него — мощная электроподстанция. В ближайших деревнях поползли слухи: это секретный бункер для самого Горбачёва!

— Мой отец возил начальство, — продолжает Ричард. — Он говорил, что когда работы закончатся, всю деревню переселят. Для этого в Свислочи возводили жилой дом. Подобные сооружения появлялись тогда на территории всего Советского Союза в качестве защищённого командного пункта стран — участниц Варшавского договора. По плану, в случае начала войны, руководство страны должно укрыться в одном из бункеров и отдавать оттуда приказы об ответном ударе. Точно известно о двух бункерах в Молдове и Азербайджане.

Премия в 100 тысяч рублей

Попасть на объект было нереально — охраняли серьёзно. Но с 1993 года присматривать за ним поручили вневедомственной охране — свислочской и волковысской милиции.

— У нас было два поста по четыре человека, — говорит Ричард. — Дежурили сутками. Любопытных пускали посмотреть. Но следили, чтобы те ничего не забирали.
Бывший охранник рассказывает и такую историю. Однажды во время его дежурства к бункеру подкатил «Мерседес». Из него вышли двое накачанных мужчин и какой-то толстячок.

— Они показали документы, которые разрешали им вывезти оборудование, — продолжает Ричард. — И начали доставать что-то вроде огромного барабана с проводами.
Охранники доложили начальству. Приезжим ничего забрать не дали. А спустя месяц бдительные сотрудники получили премию — 100 тысяч рублей. Что именно помешали вывезти, сами не знают: «Может, какую-нибудь бомбу?».

С 2009 года, когда охрану сняли, попасть в бункер стало легко. В первое время туда наведывались все кому не лень — в подземелье осталось много медного кабеля, листового железа. Особенно быстро разобрали ангар — рифлёное железо было «военного» качества.

Остатки защитного навеса снесли, а в итоге бункер взрывали, как говорят сельчане, строители из Волковыска. Вернее попытались. Разрушить такое сооружение тяжело. Поэтому просто закрыли главные входы и высадили деревья.

Строили как туннель под Ла-Маншем

Сегодня бункер спрятан под землёй. Его строили в виде двух вертикальных туннелей по девять этажей каждый. Делали по той же технологии, что и туннель под Ла-Маншем — по мере рытья вглубь укрепляли бетонными плитами. Командный пункт мог выдержать ядерный удар, кроме прямого попадания.

— Бетон был такой, что через полчаса после заливки по нему можно было на машине ездить, — говорит 78-летний Владимир.

Один блок предназначался для командного состава, а второй — для обслуживающего персонала и оборудования. Каждые три этажа между ними — переходы. Рядом с «бочками» находились шахты для антенн. Предусматривалось несколько аварийных выходов, ведущих к краям поляны.

— Был ещё один аварийный выход — на несколько километров в сторону Свислочи, в лес, — замечает Владимир.

Мы находим четыре способа попасть в подземное сооружение. Три из них — через аварийные выходы, а один появился от трещины в бетоне — он сразу ведёт в один из туннелей.

Внутри холодно и мрачно. Со всех сторон железные стены. Почти половина коридоров и помещений затоплена. Иногда встречаются гермодвери. Тяжёлые, стальные, они всё ещё легко открываются. А вот замков на них уже давно нет. Чуть дальше находим дохлого воробья — как он попал вовнутрь, неизвестно.

Недалеко от входа надпись предыдущих визитеров: «04.06.2017 Сломали лесницу». Вообще, спускаться с каждого этажа надо очень аккуратно: старые железные лестницы выглядят очень непрочными, а деревянные — поставленные диггерами — закреплены не очень хорошо.

Внутри, особенно на первых, верхних уровнях, практически пусто. Огромные комнаты кажутся ещё обширнее из-за пустоты. Двери — на высоте полуметра, под ними должны были пролегать кабели и трубы.

Интересно, но во время путешествия по бункеру мы не испытывали дискомфорта с воздухом. Только на нижних этажах он был чуть более плотным и тяжёлым. А вот температура с каждым уровнем опускается всё ниже и ниже. На самом последнем вода превращается в лёд. По плану, там должен был находиться морг.
Исследуя подземный командный пункт, понимаешь, что его строили профессионалы. Он на удивление хорошо сохранился. По слухам, к его строительству приложили руку офицеры-моряки, имеющие опыт создания укрытия для атомных подлодок в районе Североморска.

Бункер Горбачёва никому не нужен

Сельчане на военную стройку уже не ходят. Говорят, что там нечего брать. Не бегают там и дети — ближайшая деревня в пяти километрах.

О грандиозном сооружении местные власти заботится не вправе. Начальник отдела экономики Свислочского райисполкома Ирина Ковалевская поясняет, что райисполкому объект не принадлежит, только земля. Поэтому выставить на аукцион или как-то использовать его не могут.

В тему

В подземный командный пункт постоянно наведываются диггеры. По словам одного из них, «Объект 1161» посещают как минимум несколько раз в год — больше всего летом.

Командный пункт мог бы стать музеем времён «холодной войны», если бы нашлись инвесторы — реставрация потребует много денег. В интернете предлагают его использовать в качестве гостиницы, игровой площадки и даже… тюрьмы.