Шесть правил успеха в социальных проектах

Гродненская табачка известна громкими социальными проектами: база отдыха, охотхозяйство, рыбхоз, колхоз. Всё это большое и разноплановое хозяйство приносит прибыль, хотя могло бы стать непрофильной повинностью для самого крупного налогоплательщика страны. 6 примеров в интервью с генеральным директором ОАО ГТФ «Неман» Юрием Чернышёвым.

1. Необходимо анализировать, чего не хватает

Обычно крепким предприятиям социальные объекты дают в нагрузку, и не столько помочь материально, сколько внедрить свой менеджмент и организацию труда. База отдыха «Привал» — это ваша идея. Почему решили заняться развлечениями и отдыхом?

— Прежде чем начинать, мы проанализировали, каких мест, какого отдыха в Гродно не хватает. Оказалось, нет движения, спорта для детей. Создавая базу, мы всё сделали для этого. Пока родители отдыхают — ребёнок на аттракционах: занимается, двигается, играет. Дети забывают про гаджеты, компьютеры, телевизоры. Невозможно их отсюда оторвать. А если понравилось детям, и взрослые хотят вернуться.

Появляются и новые идеи. Недавно встречался с банкирами, спросил, где их дети лето проводят. «У компьютера». А нужно оторвать их от стула. Так появился проект летнего лагеря на базе «Привала». Утром автобус привозит, вечером отвозит в город. Целый день дети заняты чем-то новым, с ними работают аниматоры по интересам и возрастным группам. В понедельник, например, они спортсмены, во вторник — вокалисты, в среду — туристы, и так далее. Ещё один проект — конкурс, посвящённый детскому Евровидению. В этом году немного не успели, но к следующему собираемся сделать полноценный отбор.

2. Чем активнее пробуешь новое, тем больше шансов получить что-то стоящее

Любая инициатива — это выход из зоны комфорта, появляются препятствия, трудности. Что помогает их преодолевать?

— Когда начинаете социальные проекты, готовьтесь доказывать, что вы видите перспективу, видите, что идея будет работать. Если сам уверен, тогда хочется довести дело до конца и посмотреть, так ли получилось, как запланировано. Мы построили «Привал». И продолжаем развитие. Открыли гостиницу с номерами класса люкс. И они востребованы, потому что к нам приезжают делегации, партнёры. Роскошь притягивает. Недавно в гостинице появилась новая услуга: выездная роспись и фотосессия. Для туристов также есть предложение — hostelroom. «Привал» ведь — это последняя точка маршрута «Августовский канал». Туристы приплывают сюда на байдарках. Следующий шаг — мост через Неман, тогда можно будет пешком пройти от базы до районной больницы, Пышков.

3. Если схема ломается — нет бренда

— Так же и на производстве. Далеко не всегда нужно начинать с чистого листа, когда люди приходят на готовое и не смотрят, не думают, а наводят свои порядки… Да, можно сделать дешевле, быстрее. Но, в конце концов, ломается схема — вот и нет бренда. Год проходит, и нет предприятия.

4. Прежде чем предложить что-то человеку, подумайте, сможет ли он это принять

Сегодня все структуры фабрики работают с прибылью, даже колхоз…

— Когда я приехал в Гродно, колхоз у фабрики уже был. Картина печальная. Фабрика не работает, людей грузят на автобусы, везут на село камни собирать, полоть. Конечно, работники были заняты, но зарплата не та. Сегодня другая проблема — найти толкового руководителя, без традиционной позиции «во всём виновата погода». Навели порядок с дисциплиной. Построили молочно-товарную ферму на 777 голов, жильё для специалистов. Оставили и старую ферму, чтобы было соревнование. Люди сами стремятся к чему-то. А у нас уже другие «прожекты»: сад поставить, пчеловодством заниматься, потому что сад, выращивать оленей, ланей для охотхозяйства, разводить калифорнийских червей. Я смотрю на человека: если он не может это делать, не навязываю. Имея достаточно денег, с кадрами можно выстрелить, а можно и промахнуться…

 

5. Не бойтесь вкладывать, это позволяет меняться

Говорят что в прошлом году для охотхозяйства «Белый лось» фабрика закупила 25 трофейных оленей за 25 тысяч евро. Есть охотники на такое золото?

— В этом году приезжал на охоту шейх. Мне говорят: прилетит вертолёт на час. Нужно успеть. Мы всё организовали: сделали загоны, поставили его на номер. За час шейх отстрелял пять оленей, из них три — трофейное золото. Надо признать, гость оказался большим профессионалом. И он заплатил 25 тысяч евро за 5 оленей. Рентабельность выше, чем на сигаретах. Но, конечно, не каждый день такие клиенты приезжают. Поэтому в охотхозяйстве «Белый лось» есть ещё рыболовецкое хозяйство и агротуристический комплекс.

6. Всегда есть запасной план

Ваш любимый вид охоты?

— На волка. Очень умный зверь, сам себя учит. Охотились на границе Березинского заповедника. Долго искали волков. Нашли волчицу, с ней было пять волчат. А она зашла в лесной завал. Отфлажковали. Было поздно. Отправились домой. Утром подхожу к месту, смотрю: волчица проползла под флажки, сидела, выла, звала волчат, а они в завалах сидели и не выходили. Так долго сидела, что снег протаял до мха. Затем вытащила из завала волчонка и за шиворот потянула под флажки. Он, бедный, упирается. Так всех пятерых вытянула. Сама ушла и спасла волчат. Никогда больше они не будут оставаться за флажками.

Два вопроса от читателей

Если сравняют акцизы на сигареты с российскими, что дальше?

— Тогда на рынок придёт кто-то другой. Недавно мои коллеги ездили на фабрику в Россию. Только одно это предприятие, даже не задействовав все мощности, может обеспечить внутренний рынок Беларуси. Какой смысл тогда сохранять фабрику в Гродно, даже если её кто-то приобретёт. В Болгарии, например, разорились и закрылись практически все проданные табачные производства, а сигареты всё равно продают, но только не свои, а чужие.

Что за стройка возле фабрики?

— У нас остался единственный нетехнологический участок — это склад. Ему лет 50, сложно соблюдать температурный режим, необходимую влажность. Вот мы и решили старый склад снести и построить современный. Хранить там сырьё, материалы, готовую продукцию по технологии.