Съехал на велосипеде на дорогу — получил штраф: велосипедисты просят дать им ездить по проезжей части

Авария, в которой погиб девятилетний мальчик на велосипеде, вызвала резонанс в городе. Велосипедисты говорят, что ездить в городе неудобно, места на тротуаре не хватает, поэтому сворачивают на проезжую часть и… получают за это штраф.

За езду по мостовой — штраф до 69 рублей

В ГАИ против того, чтобы велосипедисты ездили по дорогам. По данным Госавтоинспекции, с начала года за это оштрафовали более 800 велосипедистов.

— Есть ПДД, и по ним ездить по дороге можно, если нет тротуара, обочины или велодорожки, но не далее одного метра от края проезжей части. В городе таких мест почти нет. Иначе велосипедисту придётся заплатить штраф — от 23 до 69 рублей. Если он ещё и пьян, то сумма штрафа увеличивается до 69–115 рублей, — пояснил старший инспектор отделения агитации и пропаганды ГАИ УВД облисполкома Олег Дук.

Не хватает велодорожек

Велосипедисты считают, что нарушений стало бы меньше, если бы в городе было больше велодорожек или хотя бы тротуаров с пониженными бордюрами.

Пока, говорят велосипедисты, велодорожками можно назвать только те, что в Пышках и в Ольшанке. Остальные — участки тротуара, выделенные белой линией. Новые велодорожки в городе делают только в строящихся микрорайонах города либо при реконструкции улиц. Так, например, они запроектированы вдоль строящейся шестиполоски от Ольшанки до «Химволокно», будущей дороги от Южной улицы через бездействующий железнодорожный мост до улицы Карского, Индурского шоссе, а также в новых микрорайонах: Весенний и Дзержинского — Терешковой — Кохановского — 17 Сентября.

— При этом велодорожки, как правило, из асфальта или бетона. Тротуар — плитка. Никаких ограждений между ними, чтобы пешеходы и велосипедисты не пересекались, нет, — рассказали в УКС горисполкома.

Бордюры занижают, но проблемных мест много

Велосипедисты по-прежнему жалуются на высокие бордюры. Особенно это касается улиц старой планировки (Форты, Гагарина, Советских Пограничников, Антонова) и центра города. Но, оказывается, проблемы есть и в новых микрорайонах.

— На Ольшанке предусмотрели велодорожку, она новая и широкая. Но там самый маленький бордюр — 10 см. Почти каждые 100 метров нужно спешиваться. Это по каким нормам строили, для паркура? — говорит велосипедистка Светлана.

Гродненские велосипедисты составляют список городских улиц с бордюрами выше 10 см. Всего в нём несколько десятков маршрутов. Например, путь через мост возле «Белкарда» — Советских Пограничников (по правой стороне) — Гагарина — Поповича, Румлёвский мост — 4-я больница — Химиков (со стороны костела), «Радиоволна» — роддом — Пушкина — Островского. Пока самые «проблемные» — улицы Победы, Советских Пограничников, Горького (от роддома до Пышков), Островского, Дзержинского (от Дубко до Курчатова), Химиков, частично центр города.

— В последнее время в городе старые бордюры стали «занижать», а при реконструкции или строительстве новых тротуаров учитывают стандарты (в местах пересечения тротуар с проезжей частью делают в один уровень), но «проблемных» мест ещё много, — говорит председатель правления ООВ «ВелоГродно» Юлия Коледа.

Пустить велосипедистов к машинам

По мнению велосипедистов, нужно вносить поправки в правила дорожного движения и разрешить им ездить по проезжей части. Недавно Евросоюз выделил на это более 560 тысяч евро. Новый проект «Развитие городского велосипедного движения в интересах общественности РБ» в первую очередь рассчитан на Минск, Гродно и Брест. Но будут поддерживать инициативу и в других городах.

— В европейских странах — Голландии, Германии, Бельгии, Дании — эти проблемы давно успешно решили. Одна из задач — опробовать этот опыт, адаптировать и использовать его у нас, — рассказал директор Центра экологических решений в Минске Евгений Лобанов.

Юбилейку закольцуют

Вокруг Юбилейного озера планируют сделать велодорожку. Там же будут летний аквацентр и база отдыха.

— Разрабатываются веломаршруты для Правонабережной улицы и Коложского парка. К июню по всем проектам должна быть готова проектно-сметная документация. Они будут реализованы по линии трансграничного сотрудничества, — отметил заместитель начальника отдела образования, спорта и туризма горисполкома Евгений Ародь.
Кроме того, продумывается проект велосипедного кольцевого маршрута: железнодорожный вокзал — Ожешко — Советская улица — Рыбацкая улица — Пышки — Коложский парк — железнодорожный вокзал. В этом году планируется завершить вторую очередь веломаршрута Меловые горы — лесопарк Пышки.