Страшный суд там, где ты стоишь: в страстную пятницу вместе с читателями пройдём по дороге скорби Виа Долороза в Иерусалиме

  Пятница. Ещё спит Старый город, а из Гефсиманского сада видно, как розовое покрывало рассвета ложится на древнее кладбище перед Золотыми воротами. Именно здесь место Страшного суда, где воскреснут мёртвые, а Мессия отворит запечатанные двери.

 

Вид на Иерусалим и на Золотые ворота с Масличной горы

Гефсиманский сад, некоторым оливам более 900 лет, но произошли они от деревьев, которые видели, как молился Христос в ночь перед распятием

Но заперты Золотые ворота, и паломники, чтобы повторить путь Христа к Голгофе, идут в молчании по мусульманскому кварталу к храму Гроба Господня. На пути 14 остановок, связанных с крестным ходом.

Странное чувство: вокруг бушует восточный базар. Христианские крестики, свечи, иконы продают арабы. Заодно предлагают гранатовый сок и бесплатный чай с кардамоном, лишь бы только мы вошли в магазин. Вопреки этому охватывает чувство безмерного одиночества. Что изменилось за две тысячи лет?

 

 

Вход в мусульманский квартал

 

В старом городе всегда дежурят военные

Девять остановок указаны в Евангелиях, остальные созданы по преданиям и легендам. Большинство из них трудно заметить или вообще с улицы не найти. Практически над каждой — либо храм, либо каплица разных христианских конфессий, и от этой несогласованности тоже становится грустно.

С сестрой Сиона можно поговорить по-польски, женский монастырь расположен рядом с первой остановкой Христа на пути к Голгофе

Первая остановка: резиденция прокуратора, где Понтий Пилат приговорил Иисуса к казни. Сегодня здесь находится женский католический монастырь Сестёр Сиона.

Вторая остановка: Церковь бичевания. Здесь Иисусу возложили терновый венок, надели на него багряную плащаницу, здесь он принял крест.

Третья остановка: место первого падения Иисуса. На средства польских солдат после Второй мировой войны построена католическая часовня.

Четвертая остановка: встреча с матерью. Отсюда Дева Мария наблюдала за страданиями своего сына. Теперь здесь находится армянская католическая церковь Богоматери великомученицы.

Пятая остановка: на углу улиц Виа Долороза и Эль-Вад римские солдаты заставили Симона Киринеянина нести крест вместо Иисуса. Справа в стене видно углубление и камень, который считается следом от руки Спасителя.

Шестая остановка: встреча с Вероникой. Женщина вышла навстречу и отёрла лицо Иисуса платком, смоченным в холодной воде. На платке отпечатался лик: Спас Нерукотворный.

Седьмая остановка: второе падение Иисуса. Выходя из города, Спаситель споткнулся о порог Судных ворот. Через них выводили осуждённых на казнь, перед этими воротами приговорённому последний раз зачитывался приговор, после чего уже не мог быть обжалован. Сейчас плиты порога находятся в России, на Александровском подворье.

Восьмая остановка: Обращение Иисуса к дщерям иерусалимским: «Не плачьте обо мне, дщери Иерусалимские, а по себе и своим детям». Здесь находится часовня святого Харлампия.

Девятая остановка: место третьего падения Христа. Дорога застроена зданиями, но у входа в эфиопский монастырь находится колонна, обозначающая эту остановку. Отсюда Иисус увидел Голгофу.

Остальные остановки находятся в центре христианского квартала в храме Гроба Господня (храм Воскресения Христова), который был построен на месте распятия, погребения и воскресения Христа.

 

 

Некоторые остановки скрыты от туристов и доступны для паломников

 

Вход в Храм Гроба Господня

Десятая остановка: на входе в храм — часовня разоблачения (Предел деления риз), где с Христа сорвали одежду перед распятием.

Одиннадцатая остановка: внутри храма — прибитие к кресту. Обозначен алтарём, над ним изображение распятого Христа.

Двенадцатая остановка: место, где стоял крест, отмечено серебряным диском под алтарём, здесь же отверстие, сквозь которое можно прикоснуться к вершине Голгофы.

Тринадцатая остановка: снятие с креста. Место обозначено латинским алтарём. Здесь написано Stabat Mater dolorosa (Мать скорбящая стояла).

Четырнадцатая остановка: место положения во гроб. Здесь установлена мраморная часовня — кувуклия и находится плита, где и был положен Христос. С XVI века она накрыта мраморной плитой. На неё, считается, Иосиф Арамейский положил тело Иисуса в склепе, а римляне закрыли вход огромным камнем. Здесь же произошло воскрешение.

Над погребальным ложем на высоте чуть выше человеческого роста развешаны рядами 43 серебряные лампады, тринадцать из которых принадлежат православным, тринадцать — католикам, тринадцать — армянам и четыре — коптам.

Ключи от храма

Кувуклия находится в совместном пользовании различных конфессий: литургию на Гробе Господнем друг за другом служат православные (в час ночи), армяне (в 4 часа утра), затем католики (с 6 часов утра до 9). Огромное здание храма кварталами вписано в христианский район, зажато между зданий. Внутри может поместиться 10 тысяч человек. Храм разделен на приделы различных христианских конфессий: греко-православной, католической, армянской, коптской, сирийской и эфиопской. Поделены и святые реликвии. Так, церковь францисканцев и Алтарь гвоздей принадлежат католическому ордену св. Франциска, храм равноапостольной Елены и придел «Три Марии» — Армянской апостольской церкви, могила св. Иосифа Аримафейского, алтарь на западной части Кувуклии — Коптской церкви. Голгофа и Кафоликон принадлежат Иерусалимской Православной Церкви.

Вход в Кувуклию

Вокруг Кувуклии всегда горят свечи, зажженные от неопалимого божественного огня, верующие читают молитвы

 

Пуп земли, сейчас находится внутри Храма Гроба Господня посередине  прямой линии, соединяющей алтарь кафедрального храма Иерусалимского Патриархата и  Кувуклию, часовню, построенную над Гробом Господним

Неоднократно установленный порядок нарушали распри и конфликты. Поэтому с 1192 года ключи от храма хранит арабско-мусульманская семья Джауда аль Гадийа, а право отпирать и запирать дверь принадлежит другой мусульманской семье, Нусайба.

Но и небесные силы, незримо присутствующие в этом святом месте, вмешиваются в дела людские. Когда священники армянской церкви решили отпраздновать Пасху и принимать Благодатный огонь единолично, они закрылись в храме с единоверцами. И тогда единственный раз огонь сошёл не внутри храма, а снаружи, ударив прямо в колонну, где молился православный патриарх. Отметина видна до сих пор.

Вид на Преторию (макет)