Картинки с улицы Босняцкой. Часть 4: как богатый клиент хотел купить у портного ребёнка и как сватали бедную Маню за американца

Продолжаем публиковать отрывки из готовящейся к печати книги о коренной гродненской семье. В неё вошли воспоминания родителей, бабушек и дедушек, записанные Татьяной Чернышёвой, и много интересных фактов о жизни Гродно и гродненцев в начале и середине XX века. В книжке приводится много уникальных фото и документов. До войны они хранились в деревянном ящике в домике на Босняцкой улице — на месте скверика на углу современных Ожешко и Телеграфной. Бомба уничтожила дома, а ящик и воспоминания остались.

Продолжаем публиковать отрывки из готовящейся к печати книги о коренной гродненской семье. В неё вошли воспоминания родителей, бабушек и дедушек, записанные Татьяной Чернышёвой, и много интересных фактов о жизни Гродно и гродненцев в начале и середине XX века. В книжке приводится много уникальных фото и документов. До войны они хранились в деревянном ящике в домике на Босняцкой улице — на месте скверика на углу современных Ожешко и Телеграфной. Бомба уничтожила дома, а ящик и воспоминания остались.

Богатый купец хотел купить у молодой семьи сына

После двух свадебных дней молодые уехали в Гродно вместе со свитками полотна, рушниками и обещанным братьями кабанчиком. Швейную машинку оставили Мане — ей ещё замуж выходить.

Дом, где поселилась молодая семья Костюков, до сегодняшнего дня не сохранился. Он стоял на углу улиц Кирова и Василька. Теперь на этом месте здание под номером 30. В этом доме в 1928 году родилась их дочь, которую назвали Верой. Отец всю жизнь называл её Веруней.

Одной комнаты для семьи с ребёнком было мало, и Фёдор снял у пана Чернявского двухкомнатную квартирку на Босняцкой улице, 4 (сейчас Телеграфная). Здесь в 1931 году родился сын Виктор. Один из богатых клиентов стал уговаривать молодых родителей, чтобы они отдали мальчика ему на воспитание. У них с женой не было детей. Обещал большие деньги. Убеждал: дескать, те молодые, у них ещё будут дети.

Бабушка рассказывала, что, получив окончательный отказ, он бросил: «Соглашайтесь, а то никому не будет!» — и сломал верхушку цветка, стоявшего на подоконнике.

Совпало или нет, однако через несколько недель Витя заболел менингитом. Выжил, но потерял слух. Он был всеобщим любимцем, друзья его оберегали и защищали. Сам же очень любил кино. Рядом с домом на Ожешко был маленький кинотеатр, куда дети с Босняцкой бегали на фильмы Чаплина и Диснея. Витя пересмотрел все довоенные фильмы Чарли Чаплина по нескольку раз. И тогда обратили внимание, что он копирует знаменитого артиста. Да так, что взрослые над Витиными пародиями хохотали сильнее, чем над оригиналом.

Будни и праздники гродненцев в 1930-е годы

Семья жила скромно — собирали деньги на дом. Бабушка рассказывала, что не жалели средств на еду и одежду. Надо было «выглядеть». Ежегодно проводились праздники цехов по профессиям. Устраивали приём цеховых старшин в городской управе и бал для всех членов портновского цеха. Заказывали ресторан. Жёны шили наряды.

По воскресеньям с утра Фёдор Григорьевич всем начищал до блеска обувь, и семья отправлялась в церковь. После службы — воскресный обед. Потом опять наряжались и шли гулять.

Место встречи горожан — парк, улицы Ожешко и Доминиканская (Советская). В хорошую погоду фотографы выносили аппараты на улицу, делали снимки прохожих. Если фото выходили удачными, горожане оплачивали и забирали их.

Прогулки позволяли женщинам продемонстрировать «достижения» — семью и наряды, договориться о встречах с друзьями. В гости ходили часто и охотно. Танцевали под патефон. Обменивались новостями, рецептами блюд, модными выкройками.

Летом по выходным ездили на Неман к Меловым горам — любимое место отдыха горожан того времени. Песчаный берег, удобно для купания. Собирались на Неман компаниями: с друзьями или всем двором. Фёдор заранее заказывал дрожки (лёгкий четырёхколёсный экипаж), а Ольга с утра паковала корзинку с едой. По дороге в Пышках на хуторе покупали молоко.

Как сватали Маню за богатого вдовца

Настоящим событием для девушек того времени было сватовство или замужество. Вспоминается история о Мане Лисовской. Её семья жила небогато, и Ольга помогла девушке из соседней деревни устроиться в Гродно прислугой. Маня часто бывала у Костюков.

Однажды к Фёдору Григорьевичу заглянул старый знакомый по фамилии Вашкелевич. Он ещё до революции попал в США, где неплохо устроился, женился на «своей». Американская мечта сбылась? Но жена расхворалась и умерла. Меркантилизм американок ему претил: желающих выйти замуж за состоятельного вдовца было много, и сразу ставились материальные условия.

В надежде развеяться и найти супругу по душе, Вашкелевич поехал на родину в Гродно. Между примерками костюмов, заказанных у «пана кравца», попивая чаёк, вдовец завёл разговор о невестах. Желательно бедных, скромных, «не обременённых»…

На следующий день Ольга отправилась к Мане. Та быстро сориентировалась. Всё при ней: молодая, симпатичная, здоровая, работящая. Для смотрин Ольга одолжила своё платье. Якобы случайно во время следующей примерки «американца» в гости к Ольге заглянула Маня. Все прекрасно поняли друг друга, но форма была соблюдена. Девица понравилась. Свадьбу надолго не откладывали. Почётными гостями на ней стали Костюки.

Маня уехала за океан, но скоро овдовела

После оформления нужных документов молодые отбыли за океан. До войны женщины переписывались. Но затем связь прервалась. До периода хрущёвской оттепели. Тогда почтальон сообщил, что для Ольги Костюк из США пришло письмо до востребования. Голову ломали: от кого? На конверте значился отправитель: «М. Лабенец».
Получили, вскрыли — от Мани. За эти годы Маня овдовела, вышла вторично замуж за врача из эмигрантов, но детей у них не было. Общение через океан длилось долго. Потом переписка оборвалась так же внезапно, как и началась.

Картинки с улицы Босняцкой. Часть 1: о заговорах лекаря, портрете Николая II и о том, как бежали от войны

Картинки с улицы Босняцкой. Часть 2: когда бабушка в 12 лет училась шить, то заработала артрит

Картинки с улицы Босняцкой. Часть 3: как знакомились, собирали приданое и делали свадьбу почти 100 лет назад