Тайные страницы курорта Друскининкай и курорта Привалка

В Друскининкае целебные силы природы организованно используют уже около 200 лет. Вода и соль стали брендом курорта, основой программы развития для города. В то же время буквально в нескольких километрах, на нашей стороне, постепенно всё больше спускается в архив продуманный и амбициозный план санаторно-оздоровительного курорта «Привалка», который подробно разработал 6 лет назад архитектор Владимир Исаченко.

Остается на бумаге

Спустя недолгое время известный архитектор умер, успев передать свою работу в Гродно. Заказчиком инвестиционного проекта до сих пор остаётся СЭЗ «Гродноинвест», и сегодня курорт «Привалка» включён в раздел реализации проектов в сфере туризма на территории специального туристско-рекреационного парка «Августовский канал». Всего лишь небольшая страничка в общем плане. Реальный инвестор пока не нашелся.

В Гродненской пуще, на берегу Немана возле минеральных источников, Владимир Исаченко «посадил» три санатория (взрослые и детский), спорткомплекс, лесной парк, лечебные зоны, пристань…

Картинки из истории

Примерно так в конце XVIII века начиналась курортная жизнь Друскининкая. Постепенно появлялись: пристань, таможня, набережная на берегу Немана возле минеральных скважин, бювет, виллы для состоятельных людей, пансионаты, санатории, соляриумы. Вокруг родников рождалась городская жизнь. Один из первых автомобильных маршрутов в этом районе в начале XX века действовал от Поречья до Друскининкая. От Гродно же добирались несколько дней на лошадях по пескам.

Друскининкай стал модным местом для богатой аристократии, где лечились, радовались жизни, порой прожигали её, экспериментировали с тонкими энергиями тела, солнца и воды. Случился даже исторический детектив, так и не раскрытый до сих пор. Внезапно без видимых причин умерла молодой доктор-новатор Евгения Левицкая, пленившая накануне маршала Польши Юзефа Пилсудского. «Отравили», — сделали вывод обыватели.

Используется в жизни

В центре Друскининкая под замечательными газонами и пафосными отелями прячутся подземные тоннели, сотни метров серых коридоров, где проложены трубы с минеральной водой. Их показал нам главный врач лечебницы Кестутис Раманаускас.

В каждом санатории, как правило, несколько собственных скважин для различных целей. В городской лечебнице, например, целых 19. Самая мелкая — 50 метров, самая глубокая — более 300. Только в лечебницу Друскининкая ежегодно приезжаёт около 200 тысяч посетителей в год, каждый принимает процедуры.

Сначала его просеивают, освобождая от примесей, и в специальном бассейне смешивают, как и 150 лет назад, с минеральной водой. Сапропелевые грязи же практически не используются. В то время как в санаториях Гродненской области в подобные ванны добавляют сапропель, чтобы усилить лечебный эффект.

Вода различается по минерализации, в питьевой не более 4,8 г/дм³ (граммов в литре), для ванн — примерно 33–36 г/дм³. В открытом источнике красоты выведена труба из скважины «Гражес», где почти 60 г/дм3. Земные недра под курортом стали исследовать в 60-е годы прошлого века, геологический мониторинг продолжают до сих пор, и пока запасов хватает. В некоторых скважинах высокое внутреннее давление выталкивает воду из шахты.

Богатства снова спрятаны

…Мы видели такое и у нас: в поле возле деревни Привалка, из ржавой жёлтой трубы фонтанчиком бил солёный родник. Земля в радиусе нескольких метров была тёмно-оранжевая. Пару лет назад фонтанчик закупорили, трубу обрезали и засыпали землей, но бурое пятно всё равно осталось.

Как рассказала автор информационного ресурса «Карты природных источников (родники) на территории ландшафтного заказника “Гродненская пуща”» Тереза Белоусова, в конце 80-х годов на участке Поречье — Грандичи — Привалка геологи пробурили 26 скважин и в 21 из них обнаружили минеральные воды хлоридно-кальциево-натриевого типа(в Друскининкае подобные воды. — Прим. ред.) с минерализацией 14,8 г/дм³.

Возле деревни Гожа в 15 километрах от Гродно находится месторождение сапропелевых грязей «Райста». Несколько лет назад ученые провели исследования, они показали — грязи высокого качества, пригодны для использования в бальнеологии. Если бы курорт «Привалка» все же начали развивать, он оказался бы  в нескольких километрах от месторождения, имел бы свой уникальный ресурс. Все упирается в деньги. Испытания на больных пока не проводились. Месторождение хотя и внесено в инвестиционную программу до 2020 года, разработку его не начинали. Сапропель в действующие белорусские санатории возят из других районов. Так что местные воды и грязи ещё ждут своего часа.

Родник течет из горлышка пластиковой бутылки

Единственным объектом отдыха в Гродненской пуще можно считать странный, постоянно закрытый пансионат с рестораном возле целебного источника практически на границе с Литвой. Родник широко известен, вода в нём слабоминерализированная. В довоенное время из него набирали баки и возили в туберкулезную больницу в Гродно. Сейчас за водой приезжают и местные жители, и гродненцы.

Богатый сосед из-за родника имел проблемы с общественностью. Строительство завершил, а источника словно и нет рядом. Последнее благоустройство на роднике прошло ещё в советские годы. Каменная кладка до сих пор держит склон, а хрустально чистая вода течёт из обычного горлышка пластиковой бутылки. Разительный контраст с далёкой Грузией, где сотни тысяч минеральных источников льются из гор, а для питья любовно оборудованы подходы. В Друскининкае лесные роднички, там, где много посетителей, тоже оборудованы.