«Нобеля пока не получили, но идём к нему маленькими шажками»: что происходит в недрах фундаментальной науки

Здесь варят чесночный экстракт и разводят крыс, ищут лекарство от СПИДа и придумывают панацею от ожирения. Единственное серьёзное учреждение в городе, где творят фундаментальную науку, — Институт биохимии биологически активных соединений — находится в сером высотном здании недалеко от областной больницы.

Новое — значит, открыто впервые в мире

— Лилия Ивановна? Звоните ей вечером. Она работает допоздна, — информируют о графике работы директора сотрудники института.

В пустом аккуратном фойе встречает дежурный в телогрейке цвета хаки. У директора в кабинете приглушённый свет.

— Гродно — город биохимиков: 14 докторов наук по специальности «биохимия», такого числа больше нет нигде в стране. Школа академика Островского активно развивается в институте и сегодня. Мы выявляем новые научные закономерности, исследуем их механизмы и ищем возможности их прикладного использования. Новое — значит, открыто впервые в мире, — размеренно рассказывает перед экскурсией по институту директор Лилия Надольник.

Здесь изучают две вещи: механизмы развития и профилактики распространённых заболеваний вроде диабета, заболеваний сердца, печени, щитовидной железы и создание лекарств для лечения этих болезней. На вопрос об открытиях учёные подбирают слова и пытаются объяснить, что «нобеля» пока не получили, но идут к нему маленькими шажками: установили ряд новых механизмов в функционировании клеток щитовидной железы, печени, открыли новые свойства витамина В1.

Диабет лечить капустой, а ожоги — грибами

В последние годы в отделе биорегуляторов разработали эффективное средство от диабета I и II типа — нейровазотропин, аналогов которому нет в мире, создали эффективное средство для профилактики инфаркта миокарда. В отделе биохимической фармакологии из гриба весёлки получили мазь от ожогов, которую дёшево и просто изготовить даже в аптеке. Из капусты выделили вещество для профилактики диабета, а из коры берёзы — противовирусное средство бетулин. Действие бетулина изучают во всём мире и уже называют средством от ВИЧ/СПИД, но пока никто не выпускает, так как оно мало изучено.

Здесь также находят способы создавать нанопрепараты для лечения заболеваний печени. Они легче всасываются в кровь и легче проникают в клетки, а значит, потребуются меньшие дозы. Сотрудник отдела Сергей Кирко сыплет терминами, увлечённо рассказывая про опыты. Начальник отдела Вячеслав Буко на больничном, но за время нашей короткой беседы несколько раз звонил с советами.

Сергей Кирко

Шведы заказывают, а белорусам не нужно

Однако, оказывается, новинки института из доступного сырья пока не производят. Фармацевтические фирмы осторожно относятся к инновациям — неразрекламированное средство не покупают. При этом гродненцы изучают жирные кислоты печени на заказ для Швеции и США. Другая проблема — дорого проводить клинические исследования, то есть проверять эффективность препаратов на людях. Государственное финансирование на это получить сложно. Поэтому большинство испытаний в институте проводят только на крысах — это доклинические исследования.

У подопытных белых крыс в институте есть своё жилище — вивариум. Найти его можно по специфическому запаху животных и корма. Это специально выведенный вид крыс. В отличие от крупных серых сородичей, медицинские не бывают агрессивными. Когда проверяют очередной препарат, его вводят крысам в течение нескольких месяцев и наблюдают эффект. В год институту нужны тысячи маленьких подопытных животных.

Чесночный экстракт

Заведующий отделом биотехнологии природных биологически активных соединений Игорь Зверинский заводит в мир творчества, пробирок и порошков. В нос бьют запахи варёного яблочного сока и сушёных травок, как в летней кухне. Он достаёт бутыли с тёмно-коричневым, густым, как джем, содержимым.

— Понюхайте! — Открывает крышечку, и аромат будто всех запечённых куриц в мире сводит с ума.

Игорь Зверинский

Это чесночный экстракт, «белорусский женьшень». Его можно добавлять в блюда или есть ложками. Ценность не только вкусовая, но и для здоровья: снижает уровень холестерола в крови. Технология уникальная. На приготовление 1 кг экстракта нужны 10–20 кг чеснока и несколько месяцев. Получается только из белорусского сырья, китайское не годится. Продукт хранится полгода. Предлагали его одному из мясокомбинатов области в качестве добавки в колбасу вместо рубленого китайского чеснока. Но удорожание расходов на сырьё отпугнуло, несмотря на то что колбаса была бы не только вкуснее, но и полезнее.

Мазь от герпеса и масло для дорогих духов

Игорь Зверинский одну за другой открывает баночки и бутылочки с не известными пока в мире мазями и порошками. Вот ярко-оранжевая мазь из чистотела от герпеса. Причём она убивает вирус, то есть действует на причину, а не на смягчение симптомов, как большинство лекарств. Вот в углу в огромной бутыли «варятся» эфирные масла. Над литрами воды видна тонкая плёночка, это и есть масло. Процесс медленный, но сырьё доступное.

— Сейчас почти все эфирные масла в Беларусь завозят. Мы научились сами делать 100-процентный продукт из туи, мяты, ромашки, апельсина, облепихи. Из отходов табачной промышленности можно получать эфирное масло с горьковатым запахом для производства дорогой мужской косметики. Фирмы-производители одобрили качество. Мы ведем переговоры с латвийской фирмой «Саулес Саплес» о продаже.

Из яблочного жмыха научились добывать пектин, который выводит из организма вредные вещества, помогает худеть. Его добавляют в мармелад, мороженое, зефир, используют для изготовления лекарств. Но в Беларуси его пока не производят. В лаборатории также делают красители из клюквы, черники, брусники, черноплодной рябины. Получается, сырья достаточно, но часто оно просто выбрасывается.

Секреты похудения

Интерес молодёжи к науке падает, но в институте больше половины сотрудников — молодые учёные. Глава совета молодых учёных Алексей Шулиберко «горит» наукой со школы, а теперь готовится создать средство от ожирения для международного проекта. Исследует бурую жировую ткань, которая сжигает белую жировую ткань, или, по-простому, жир. Уже есть первые маленькие открытия — соединения, которые активизируют бурую жировую ткань. Но пока их держат в секрете. По другому проекту в институте выяснили, что бег, даже кратковременный, снижает скорость старения мозга и повышает удовольствие от жизни.

Алексей Шулиберко

В институте ощутимо холодно. Но, кажется, сотрудники этого не замечают, хоть многие и работают в куртках.

— Это, наверное, только на коридоре прохладно? — удивляются они.

Здание ждёт капремонта больше 15 лет. Ремонт сделали только в отдельных помещениях, например, в лаборатории для культивирования клеток, в зале заседаний Ученого совета, виварии. Сейчас восстанавливают лабораторию молекулярно-биологических исследований.

В этом году здесь планируют создать производственную базу для расширения выпуска алкалоидов чистотела и эфирных масел, растительных БАДов, чесночного экстракта. Это важно для внедрения разработок института. Под собственное предприятие выделили шесть комнат, там идут строительные работы.

— Ученые всегда оптимисты. По-другому невозможно исследовать сложный мир клеток и живых организмов, — улыбается директор института на прощанье. — Мы трудимся, наши разработки в области наук о жизни — это инновации и импортозамещение, но без государственной поддержки развивать фундаментальную науку и внедрять свои разработки очень сложно. Мы открыты для сотрудничества с госпредприятиями и с частным бизнесом.