«Лайки оптом» — в фотоклубе показывают чёрно-белое советское прошлое Натальи Дорош

Как работали и отдыхали гродненцы в советское время, в монохромных образах рассказала известная фотограф Наталья Дорош. Сорок её работ можно увидеть в народном фотоклубе «Гродно» до 1 марта.

Мальчишки без курток и шапок выскочили на переменку и несутся по скользкому льду. Прохожие на улице читают газету «Правда». Тепло укутавшиеся дворники, похожие на космонавтов в скафандрах, убирают снег. Мальчуган поднимает фонтан брызг, вбегая в реку. Отдыхающий на природе встал на голову, рядом бегает собака. Корова пробегает мимо сельчан, закрывая телом почти весь кадр. Головы чиновников едва видны под огромным бюстом вождя народов. Рабочая комбината игриво поправляет чепчик. В кадр смотрят утомлённый работяга, смущённый ребенок, кокетливая модница.

Фотограф показала зарисовки обычной советской жизни, которая её окружала. Экспозиция так и называется — «Среда обитания».

— Наталья Дорош — это человек с добрым сердцем и добрым взглядом, поэтому и герои её фотографий выглядят добрыми, даже в грустных сюжетах, — заметил руководитель фотоклуба Александр Лосминский.

— В моей женской сумочке помимо помады всегда лежал фотоаппарат «Зенит», — вспоминает Наталья Дорош. — Куда-то поехала, что-то интересное увидела и сразу это зафиксировала на фото.

На выставке также представили недавно вышедший фотоальбом Натальи Дорош с чёрно-белыми фото того же периода.

Автор выставки призналась, что теперь она больше любит цифровой фотоаппарат. Когда несколько лет назад нашла в деревенском доме свои старые фотоплёнки, стала сканировать кадры и переводить в «цифру». Они-то и сложились в книгу.

— В этой книге я показала город Гродно, как я его вижу, вложила сюда те снимки, которые сама хотела, без цензуры, — рассказала Наталья Дорош.

Она рассказала историю загадочного незнакомца в шляпе с широкой спиной на обложке книги.

— Однажды я вышла на фотоохоту в настроении поискать интересные кадры. И вдруг — вжух! — что-то пронеслось. Я успела снять только спину. Он высокий, статный, в пальто и шляпе. В следующий раз вышла на улицу, и снова — вжух! И вот он быстро удаляется. Я выходила на улицу, чтобы его увидеть и заснять. Неуловимый, он появлялся с неожиданной стороны и проносился мимо. Я не успевала его догнать, чтобы увидеть лицо. Так, у меня появилась целая серия со спиной мужчины в шляпе. Пыталась узнать, кто это, через знакомых, но так и не смогла. Возможно, приезжий.

Тепло отозвалась о работах Натальи Дорош писатель и критик Ирина Шатырёнок:

— По фото видно, что она любит жизнь, она любит нас. Наталья запечатлела бытие и существование, оставив фотографии без подписи. Есть такое понятие в литературе «открытый конец», когда неизвестно, чем заканчивается произведение, и читатель может сам его завершить. Это не только её взгляд, это история всех нас. Смотришь на её картины и понимаешь, какая она талантливая. Я не всегда ставлю «нравится» под её фото в соцсетях, потому что уже поставила их оптом.