Зимняя Нормандия: гандбол, море и следы Жанны д’Арк (+видео)

Руанская готика, дорогие отели и шикарные морские пейзажи — чему удивлялся журналист «Вечёрки», когда побывал на чемпионате мира по гандболу в северной части Франции и посетил провинциальные города во время перерывов между играми.

В сборной Беларуси двое гродненцев

Матчи мундиаля проходили в восьми французских городах. Белорусам достался средневековый Руан с готическими храмами и мрачной застройкой исторического центра. До Парижа отсюда 130 километров.

Мужская сборная Беларуси по гандболу вышла в финальную стадию мирового первенства, где собрались сильнейшие команды мира. Сборные нашей страны, к сожалению, нечасто попадают в число лучших, но гандболисты сделали исключение — около полусотни болельщиков держали «националку» на трибунах руанской Kindarena. Но обо всем по порядку.

Наш регион в сборной представляли воспитанники СДЮШОР № 8 по гандболу: Алексей Шинкель, выступающий в столичном СКА, а также Артём Королёк, недавно перебравшийся во французский клуб «Сан-Рафаэль». Белорусы выполнили задачу-минимум — вышли из своей группы, где одержали две победы и трижды проиграли. Но на стадии 1/8 финала шведская сборная не оставила шансов нашей. Итог — 11 место.

Больше ни слова о голах, очках и секундах — но немного о ценах. Организаторы чемпионата мира неприятно удивили белорусов ценниками в буфетах. Бокал пива в стакане с символикой турнира стоил 6,5 евро, а хот-дог или запеканка — 5,5 евро.

Электрокары, костер и кальвадос

Суровые нравы древних норманнов, пришедших на эти земли с севера, отразились на истории провинции: герцоги постоянно воевали против англичан, католики — против протестантов, а берега помнят высадку войск союзников 70 лет назад. Архитектура старого города словно возвращает в мрачное Средневековье. Это здорово ощущается во время прогулок рядом со стенами Руанского собора. Руан впечатляет и давит величием рвущихся к небесам готических костелов.

Самое печальное событие в истории города произошло 30 мая 1431 года, когда на центральной площади сожгли героиню Столетней войны Жанну д’Арк. Сейчас на месте того костра стоит крест, рядом расположены собор Святой Жанны д’Арк и рынок, крыша которого изображает языки пламени.

Сейчас в Руане живет около 130 тысяч человек. Насколько город исторический, настолько он и современный: шикарный разводной мост имени Гюстава Флобера, крупный порт, десятки торговых центров. Удивительно, но в Руане есть метро. Причем местами линии проходят под землей, а если это невоможно или очень дорого — по проезжей части. Французы умеют считать деньги и не тратят миллионы евро на то, что может обойтись дешевле. На входе в метро нет турникетов, нет бабушек в окошках, продающих жетоны (привет Минску!), — всё давно автоматизировано. Не стоят в пробках городские автобусы: для общественного транспорта на дороге выделены специальные полосы, по которым никто больше не ездит.

Вообще во Франции стоит обратить внимание на транспорт. Власти страны стремятся к сокращению числа автомобилей на улицах крупных городов. И это действует: зачем платить за бензин и содержать автомобиль, когда на работу можно быстро доехать на метро или автобусе? Многие руанцы работают в Париже и ежедневно добираются туда поездом.

На улицах Руана можно увидеть электрокары. Подзаряжают авто на спецальных стоянках.

Нормандия известна производством кальвадоса — яблочного бренди, перегоняемого из сидра. Однако найти этот напиток на прилавках супермаркетов не так-то просто. В основном он продается в торговых лавках провинциальных городов. Бутылка стоит от 25 евро.

Из других национальных блюд Нормандии — печеные яблоки с карамелью, а также известная запеченная утка. Правда, попробовать ее можно лишь в самом старом ресторане Франции, в Руане. Стоимость порции на двух человек обойдется в 50 евро.

На курортах — мертвый сезон

Зима во Франции похожа на белорусскую весну. Почти каждый день здесь ясная солнечная погода, а термометр едва уходит в зону минуса. Но французская зима не останавливает жизнь ни в столице, ни в провинции. Сотни кафе и ресторанов, расположенных на городских улицах, не прекращают работать и не убирают столики с улицы. Владельцы заведений разместили под маркизами (навесами) обогреватели, теплый воздух которых согревает посетителей даже в морозную погоду.

На вокзалах и городских улицах тоже установлены калориферы — пассажир может погреть руки во время ожидания своего рейса.

Прибрежные курорты — пожалуй, единственные места Нормандии, где можно почувствовать тишину и одиночество. Уютный Довиль, куда летом любят приезжать актеры Голливуда, сейчас пустует. О звездных гостях напоминают пляжные кабинки с именами тех, кто их открывал: «Джон Траволта», «Морган Фримен», «Майкл Дуглас» и еще десятки известных имен выгравированы на перилах.

Город Довиль строился в середине XIX века для королевской знати, которая приезжала отдыхать на берег Ла-Манша. Коко Шанель открыла здесь свой первый бутик, а французский режиссер Клод Лелуш снимал тут фильм «Мужчина и женщина». Берега Довиля называют «северным лазурным берегом». Город зарабатывает на туризме, а стоимость ночевки в гостинице бьет все рекорды. Проживание в отеле «Нормандия» с видом на море стоит от 280 до 8 тысяч долларов за ночь!

В июне 1944 года на французский пляж десантировались войска союзников. Немцы отбивали атаки и уничтожили около 16 тысяч солдат. В память о войне в Довиле построен музей.

Еще один привлекающий туристов город находится в устье Сены. Из Онфлёра отправлялись суда с товарами, отсюда норманны плыли на войну с врагами. Во время Столетней войны город несколько раз переходил к англичанам, но затем возвращался в состав Франции. Отсюда к неизвестным берегам отправился Шамплен, открывший Канаду.

Пожалуй, главная достопримечательность Онфлёра — церковь святого Стефана, построенная в виде корабля. Архитектура города типично северная и напоминает застройку Амстердама или Гданьска.

Настоящая жемчужина Нормандии — еще один курортный город, Этрета (ударение на «а»). Добраться к нему из Онфлёра можно по одному из самых больших мостов мира: Pont de Normandie пересекает устье Сены и соединяет Онфлёр с самым крупным французским портовым городом Гавром. Мост обошелся в 460 миллионов евро, а строили его около семи лет. Длина — чуть больше двух километров. Во время движения на самом верхнем пролете туристам предлагают загадать желание. Любопытно, что сразу за съездом с моста разместили терминал для оплаты дорог: во Франции за проезд по автобанам нужно платить. Кстати, нормандский мост изображен на купюре 500 евро.


В Этрета приезжают за шикарными морскими пейзажами, которые открываются со скалистых гор. Море и берег боролись здесь тысячи лет, в результате чего появились морские арки в скалах известняка. Вода отделена от города насыпью гальки. Такие меры пришлось принять после того, как вода зашла вглубь городка, вызвав наводнение. С тех пор, по французским законам, забирать гальку с берега запрещено. Об этом туристов информирует табличка на набережной.


Вглядеться в горизонт можно с набережной, но лучше подняться по ступенькам на гору, где находится часовня Notre-Dame de la Garde. Отсюда открывается отличный вид на море и скалы. Создается впечатление, что стоишь на краю земли, а за ней только море — хотя отсюда до Великобритании около 110 км. Для сравнения, наименьшее растояние между Британией и континентальной Европой — порядка 40 км.

В следующем материале мы расскажем о Париже, его нравах, шике и ценах, а также о прогулке по Лувру и мерах безопасности.