По объездной от кольца возле «Алми» до улицы Дзержинского проехал первый бесконтактный троллейбус

Первый маршрут для бесконтактных троллейбусов, № 20 «Вишневец — Девятовка», торжественно открыли в среду, 25 января.

— Это не просто троллейбус, а первый маршрут. Сейчас завод перешёл на производство новой техники. Один из примеров — бесконтактные троллейбусы. К ним есть интерес со стороны России, Украины. Один такой экспериментальный троллейбус уже ходит в Гомеле. Но город Гродно — первый, где создан целый маршрут, — рассказал генеральный директор ОАО «Управляющая компания холдинга «Белкоммунмаш»» Владимир Король.

Протяжённость маршрута — чуть больше 25 километров. Из них 11,3 километра троллейбус едет от контактной сети, почти 14 километров — автономным ходом: в прямом направлении от улицы Брикеля до «Алми» (4,3 км) и от магазина «Ника» на Клецкова до Южной улицы (3,2 км), обратно от Южной улицы до универсама «Вишневец» (2,4 км) и от пятой поликлиники до улицы Дзержинского (3,9 км). Троллейбусы поедут по маршруту: Вишневец — Химиков — Кабяка — Индурское шоссе — проспект Клецкова — проспект Румлёвский — Магистральная — Брикеля — Дзержинского — Девятовка и обратно в том же направлении. Интервал движения между рейсами — 20–25 минут.

На линии будет курсировать четыре бесконтактных троллейбуса, пятый останется в резерве. Троллейбусы такие же, как обычные, но в отличие от них в салоне сзади установлен накопитель электрической энергии. Работает он по принципу обычной батарейки в мобильном телефоне: заряжается по ходу движения троллейбуса — никаких подстанций для этого не нужно. Полная зарядка аккумулятора занимает 25 минут. За счёт накопителя в салоне меньше мест для пассажиров, зато тепло. Когда машина идёт автономно, не слышно грохота штанг.

Бесконтактные троллейбусы собирали на белорусском предприятии «Белкоммунмаш», запчасти — российские, накопитель — японской фирмы Toshiba, рассчитан на 10 лет эксплуатации. Мощности батареи хватает на 15 километров автономного хода. В кабине водителя есть специальный индикатор, по которому можно определить процент заряда батареи.

Чтобы поднять или опустить штанги, водителю не нужно выходить из кабины, достаточно нажать кнопку: штанги автоматически опускаются и фиксируются на крыше. Всё это происходит на остановках во время посадки-высадки пассажиров. На это уходит около 15 секунд, рассказал водитель службы организации движения УГП «Гродненское троллейбусное управление» Руслан Муслицкий. Водители бесконтактных троллейбусов прошли обучение в Минске.

По словам директора УГП «Гродненское троллейбусное управление» Виктора Шарейко, чтобы полностью запустить маршрут, работники троллейбусного управления своими силами протянули контактные сети на трёх участках: Индурском шоссе (около 450 метров), улице Брикеля (от Дзержинского до остановки) и Магистральной (от кольца на проспекте Космонавтов до пятой поликлиники).

Идею создания маршрута для бесконтактных троллейбусов высказал мэр города ещё полтора года назад. В прошлом году на «Белкоммунмаше» сделали первый такой троллейбус и в сентябре презентовали в Сочи.

— За последние пять лет население города Гродно увеличилось почти на 30 тысяч жителей. Развиваются микрорайоны, экологический транспорт. В скором времени заработает атомная электростанция, которая будет вырабатывать достаточно электроэнергии, её надо использовать. Такой маршрут для бесконтактных троллейбусов — первый в Беларуси. В планах — убрать контактные троллейбусные сети из центра города. Планируется, что в мае такой транспорт поедет по новой шестиполосной дороге в Ольшанку. Для этого закупим пять новых троллейбусов или модернизируем несколько обычных троллейбусов со сроком эксплуатации 2–3 года, чтобы они работали в режиме автономного хода, — сказал мэр города Мечислав Гой.

Новый маршрут опробовали журналисты и представители власти в среду, 25 января. На бесконтактном троллейбусе они проехали от троллейбусного управления до кольца на Дзержинского и вернулись обратно. Полностью маршрут запустят в четверг, 26 января.