Переговоры, когда все довольны

Вся наша жизнь — это сплошные переговоры. Дипломатов с дипломатами, начальников с подчинёнными, контролёров с проверяемыми, продавцов с покупателями, депутатов с избирателями, между супругами, родителями и детьми, между коллегами на работе, с соседями по очереди в магазине, между автолюбителями на парковке...

Вся наша жизнь — это сплошные переговоры. Дипломатов с дипломатами, начальников с подчинёнными, контролёров с проверяемыми, продавцов с покупателями, депутатов с избирателями, между супругами, родителями и детьми, между коллегами на работе, с соседями по очереди в магазине, между автолюбителями на парковке…

Часто ли переговоры заканчиваются обоюдной удовлетворённостью сторон? Каждый может привести десятки, а то и сотни примеров, когда после переговоров, деловых или бытовых, на душе остаётся тяжёлый, неприятный осадок…

О победителях и побеждённых

Повелось, что обычно в переговорах должен обязательно быть победитель. Ну и, естественно, побеждённый. Причём последствия для «победителя» могут быть самыми плачевными. Вспомним, как часто слышим сообщения в СМИ о «переговорах» между соседями за парковочное место во дворе, которые заканчиваются потасовкой с нанесением друг другу тяжких и не очень увечий, а то и смертью кого-либо из «оппонентов».

Можно привести пример из «деловой» среды, когда производитель, раздражённый всё повышающимися тарифами перевозчиков, принимает решение о закупке собственного транспорта и… проигрывает, так как содержание транспортного цеха — дело крайне хлопотное и  затратное.

Сколько семей «развалилось» из-за споров о том, куда потратить деньги. Сколько первоклассных специалистов уволилось с работы, сколько начинаний загублено из-за начальников-самодуров, не терпящих возражений и признающих только своё мнение.

Кто занимается бизнесом, знает, что иногда приходится сталкиваться с такими «твердолобыми» партнёрами, что просто диву даёшься: откуда такие берутся?

Видит же, что потеряет, если не стронется со своей позиции, но на компромисс ни за что не пойдёт. Если он уступит, для него это внутренняя катастрофа, потеря лица, стержня, характера и т. д. Такие не уступают — это их жизненное кредо. Уступить он не может, ведь себя считает только «победителем», и точка.

Принципиальные переговоры

Так могут ли переговоры закончиться так, чтобы стороны остались в выигрыше? Чтобы уважение к партнеру после переговоров не превратилось во вражду и неприязнь, а, наоборот, окрепло и стало фундаментом дальнейших взаимовыгодных отношений?

Да, могут. Если это принципиальные переговоры. То есть переговоры, в основу которых положен принцип, принимаемый обеими сторонами.Рассмотрим на примерах.

Возьмём переговоры о покупке – продаже недвижимости. Если здесь сложно достигнуть компромисса по цене, можно пригласить независимого оценщика, которому обе стороны доверяют. В данном случае принципиальный подход — это участие в переговорах авторитетной третьей стороны.

И в спорах о парковочном месте у дома можно предложить «третий» вариант: одному из жильцов пятачок для авто достаётся по чётным дням, а другому — по нечётным. Всё лучше, чем носы друг другу разбивать.

На переговорах по поводу транспортных услуг стоит задействовать принцип «справедливой цены», с которым согласятся и производитель, и перевозчик. Перевозчик должен «раскрыть карты» о структуре его затрат, в результате стороны утвердят размер рентабельности на услуги транспорта.

Неразрешимых ситуаций не бывает

А что же делать, чтобы из компаний не уходили профессионалы, раздосадованные тем, что их мнение игнорирует руководство? Владельцы бизнеса или вышестоящее руководство обязано внедрить принцип «дать возможность», при котором специалист имеет право (без последствий для себя) с дельным предложением напрямую обратиться к владельцам бизнеса или в вышестоящую инстанцию.

А раздоры по поводу расходования семейного бюджета устранит семейный совет, где можно утвердить принцип его расходования на ближайший год. В первую очередь средства откладываются на предстоящую свадьбу дочери, во вторую — на новую шубу маме (шутка) и т. д.

Если уважаемый читатель задумается на минуту о применяемости принципиальных переговоров в окружающей его действительности, то увидит, что это используется во многих случаях и обстоятельствах.

Я же хочу напомнить, что в сложных переговорах, когда стороны закоснели на своих позициях и ситуация кажется неразрешимой, можно и нужно осознанно предложить подход, основанный на принимаемом сторонами принципе: том или ином, в зависимости от сути дела.

В заключение хочу пожелать читателям поменьше проблем в 2017 году, а если они возникли, разрешать их при помощи принципиальных переговоров.