Цена на нефть и продажа заначек — что влияет на курсы валют

Есть такая всенародная игра — следить за изменениями курсов основных иностранных валют. Для одних это важный показатель личного заработка, для других — сигнал к действию. Мы решили выяснить, какие факторы влияют на колебания курсов основных валют.

1. Стоимость нефти

Повышение или понижение цены на «чёрное золото» на мировых рынках отражается на национальных валютах практически всех стран, в том числе и Беларуси. Несмотря на то что мы делаем деньги на переработке, первоначальная цена барреля всё-таки влияет на соотношение белорусского рубля к валютам. Такое трепетное отношение к ценам на нефть обусловлено тем, что белорусский рубль зависит от российского. Между ценой за баррель и курсом российского рубля существует стопроцентная зависимость.

Отсюда следует: чем выше цена на нефть, тем ниже будет курс доллара к российскому рублю, ведь Россия будет получать больше прибыли. Соответственно доллар будет дешевле и по отношению к «зайчику». Если цена на нефть падает, то Россия теряет прибыль от экспорта. Чтобы минимизировать потери, российский рубль медленно девальвируют. Вслед за ним «дешевеет» и рубль белорусский.

— Нам давно пора привыкнуть к тому, что Беларусь, не являясь нефтяной державой, оказалась в сильной зависимости от цен на нефть, — говорит старший финансовый аналитик «Альпари» Вадим Иосуб. — Сегодня доллар меняется к белорусскому рублю в основном из-за курса рубля российского. Многие воспринимают это с юмором или недоверием, но привычка людей следить за курсом доллара неправильна. Для белорусской экономики курс российского рубля имеет большее значение, чем курс доллара.

2. Крепкий российский рубль — крепкий белорусский

Итак: слабеет российский рубль — слабеет наш. И наоборот. Между тем зависимость от российского рубля нашей денежной единицы будет только возрастать, считают эксперты.

— Динамика российского рубля имеет значение, потому что Россия — наш основной торговый партнёр. Тем более что его доля совсем недавно повышена в белорусской корзине валют до 50 %. А доллар и евро теперь занимают по 30 и 20 % соответственно. Тем не менее этот фактор если и влияет, то с некоторой отсрочкой. Однако это внешняя предпосылка, есть и уйма внутренних, — рассказал экономист ОО «Дискуссионно-аналитическое сообщество “Либеральный клуб”» Антон Болточко.

3. Люди понесли валюту в обменники — доллар расти не будет

В 2011 году все только и делали, что в страхе перед девальвацией охотились за долларом. Выстаивать в огромных очередях к обменникам и составлять списки — всё это подогревалось слухами об ограничениях на продажу валюты в одни руки. За несколько месяцев народ опустошил банковские закрома на 1,5 млрд долларов. Лишённые главного элемента сбережений, люди стали массово скупать бытовую технику и другие повседневные товары. В итоге к маю по рублю ударила 50-процентная девальвация.

Год 2016-й стал противоположностью. По статистике, за январь–октябрь белорусы в среднем за день покупали 11,7 млн долларов, продавая при этом 18,5 млн (итого за десять месяцев этого года белорусы купили около 3,6 млрд долларов наличной валюты, а сдали на 2 млрд больше). Такой приток инвалютной наличности не мог не сказаться на укреплении белорусского рубля. При этом нацвалюта, скорее всего, будет укрепляться и в будущем, ведь причин для улучшения благосостояния народа не предвидится.

— Предпосылок к быстрому возвращению реальных доходов на прежние, относительно высокие уровни я не вижу. Падение доходов примет затяжной характер, что, естественно, вынудит людей активнее расставаться с накоплениями. Так что можно ожидать планомерной подпитки белорусского рубля со стороны населения, — считает Вадим Иосуб.

4. Следите за решениями Нацбанка: укрепление рубля регулятору не всегда выгодно

Еще один важная предпосылка к колебаниям курса — поведение на внутреннем валютном рынке главного финансового регулятора страны. Излишки валюты, которые остались после торгов на Белоруской финансово-валютной бирже, скупал Нацбанк и пополнял на эти деньги золотовалютные резервы. Однако дальнейшего укрепления рубля Нацбанк не допустит, считают эксперты.

— Нацбанк сам признавался, что на протяжении последних месяцев постоянно скупал валюту, чтобы белорусский рубль укреплялся не так сильно. Это привело к увеличению объемов ЗРВ. Почему Нацбанк не захотел укреплять рубль? Представьте, что за доллар давали бы 1,80 или 1,70 рубля. Белорусы незамедлительно бы поменяли свое поведение и принялись бы массово скупать доллары. Это в очередной раз привело бы к девальвации, не такой одномоментной, как было раньше, но доллар всё равно пошёл бы вверх, — утверждает Антон Болточко.

5. «Наконец-то выключили печатный станок»

Вадим Иосуб называет политику Нацбанка по поддержанию курса рубля «грамотной и взвешенной». При этом аналитик главным достижением регулятора считает, что тот перестал выпускать «пустые» деньги.

— У нас наконец-то выключили печатный станок. Раньше при любой проблеме этот станок включался на полную мощность, забрасывая дешёвыми кредитами предприятия и бизнес. В итоге мы столкнулись с девальвациями мая 2011 года и рубежа 2014–2015 годов. Раньше рост курса сдерживали искусственно, постоянно натыкаясь на одни и те же грабли. Сейчас такого нет.

В тему

Как мы зарабатываем

Благосостояние населения оставляет желать лучшего: реальные доходы в январе–сентябре в Гродненской области упали на 6,9 %, а в Брестской — на 4,2 % (по сравнению с аналогичным периодом 2015 года). Эксперты уверены: чтобы компенсировать недостачу в доходах и сохранить привычный уровень жизни, люди начали сдавать в банки сбережения. — Если мы посмотрим на цифры за последние два года, то увидим, что в I квартале 2015 года денежные доходы упали на 0,6 %. В то же время розничный товарооборот не снизился, а, наоборот, прирастал. С тех пор и до II квартала 2016 года белорусы, несмотря на падение реальных доходов до отметки в 6,5 %, не сокращали свои расходы по показателям розничного товарооборота, — считает Антон Болточко. — Так как официальная позиция власти о нынешнем кризисе сводится к тому, что всё это временно, население не перестраивается оперативно на сокращение расходов. Но ведь скоро эти накопления истощатся и приток валюты сократится, что негативно скажется на курсе рубля.