Проект «Честный бюджет». «Два года ничего не откладываем» — учительница рассказала о зарплате и расходах

«Вечёрка» начинает проект «Честный бюджет», в котором расскажет, как живут, сколько зарабатывают и на что тратят деньги люди разных профессий: от учителя до директора фирмы. Наш первый гость — учительница английского языка Юлия, мама и жена. 

Иллюстрация случайна. Фото: bbcont.ru

«Не думала, что буду заполнять бумажки»

Юлия окончила университет восемь лет назад. В дипломе у нее «двойная» специальность — «психолог и преподаватель иностранного языка». После окончания вуза пошла по распределению в школу. Начинала психологом.

— Психолог в школе — это скорее секретарша, «девочка на побегушках», — говорит Юлия. — Мы пишем отчеты, заполняем бумаги, ходим по микрорайонам и проверяем, как живут семьи. Словом, никакой психологической работы, одна воспитательная. На детей остается минимум времени. Мне это надоело. Когда появился вариант перейти на часы учителя по английскому языку, не задумываясь перешла.

Психологом Юлия получала 300–350 рублей, учитывая доплату 40 рублей за первую категорию. Работая учителем без категории, получает в среднем на 20–30 рублей больше, чем психолог. В сентябре ей доплатили 50 рублей за работу в пришкольном лагере.

Девушка работает пять дней в неделю с 12:00 до 18:00. В день у нее 5–6 уроков. В неделю получается 26 часов — полная ставка. Классного руководства и факультативов у Юлии нет.

— С классным руководством на работе можно ночевать, — считает учительница. — На него выделяют четыре часа в неделю, но каждую субботу детей нужно водить на мероприятия. К тому же большая ответственность: «классный» решает все вопросы с родителями, с него спрашивают, если ребенок ударился или подрался.

В школе, добавляет Юлия, тоже можно подрабатывать репетитором, причем официально. Одно занятие стоит 10 рублей. Но учителю из этих денег идет небольшой процент. Поэтому выгоднее открывать ИП и работать только на себя.

С продуктами помогают родители

Юлия замужем, дочке шесть лет. Семья живет в трехкомнатной квартире, купленной в кредит. Ее помогали приобрести родители супругов. Муж Юрий — менеджер по продажам, но часто меняет место работы — находится в поиске идеального варианта. Сейчас зарабатывает, как и жена, 300–350 рублей. (Пока готовился материал, Юрий потерял работу.)

Больше всего семья тратит на еду (50 рублей), «коммуналку» (50 рублей) и выплаты по кредиту (65 рублей). В день зарплаты Юлия берет в магазине три пачки макарон, несколько пачек риса, гречки, муки, пару килограммов картошки, две банки томатного соуса, три упаковки сахара, несколько десятков яиц. Также берут несколько литров подсолнечного масла и ведерко майонеза. Молоко и хлеб покупают по необходимости. Остальные продукты передают родители.

— За наши с мужем зарплаты можно жить, не сильно отказывая себе в основных нуждах, — поясняет Юлия. — Можно даже немного шикануть: захотел ребенок сладкое — купили.

Одежду для себя и дочки покупают по объявлениям в интернете, рекламках, в секонд-хенде. Но пуховик Юрию за 300 рублей взяли новый. На вещь пришлось копить деньги.

Раньше у Юлии была виза в Польшу. Несколько раз она ездила «на закупы». Говорит, за день набираешь много ненужного — того, что за обычный поход в магазин покупать не стал бы. Поэтому она не считает покупки в Польше выгодными.

— Если кто-то из знакомых едет, прошу купить кофе или стиральный порошок — больше нам ничего не нужно.

У семьи есть машина, «осталась с прошлых времен».

Юлия садится за руль, только если предстоит дальняя поездка или нужно куда-либо срочно добраться. На бензин тратят около 40 рублей. Проезд по городу обходится в 35 рублей.

Под ногами вертится черный кот с лоснящейся шерсткой. Он сокращает семейный бюджет на 20 рублей в месяц: ест ливерку по 2 рубля за килограмм и кильку — 3 рубля за килограмм. Наполнитель для его туалета стоит 3 рубля.

Итого (семейный доход): 600–700 рублей на семью из 3 человек

Переезжать не хочу

Иногда вместе с дочкой идут в бассейн. Примерно раз в год бывают в зоопарке и несколько раз — в театре кукол. В кафе и другие заведения не заглядывают.
— На выходных мы ездим в гости, — рассказывает Юлия. — На Ольшанке живут наши друзья, на Вишневце — бабушка, на Девятовке — дедушка. Каждую неделю он передает нам большой пакет сладостей.

Юрий все чаще предлагает семье уехать за границу, например в Канаду. Юлия мужа не поддерживает:

— Для меня переезд — не выход. Я по натуре консерватор, мне непросто привыкнуть к чужой среде. Для комфортной жизни мне нужен свой обжитой угол. Тем более здесь я какой-никакой учитель, а туда приедешь — и будешь никем: ни хорошего жилья, ни нормальной работы.