Крематорий для животных, огород в квартире или спортивное питание в кофе-машинах — в Гродно прошел очередной «Инвест-уик-энд»

Построить на месте снесенного «Шанхая» исторический ресторан, заправлять вендинг-аппараты протеиновыми коктейлями, а также использовать дроны в рекламных целях предлагали участники юбилейного, десятого «Инвест-уик-энда». Мероприятие прошло в субботу, 26 ноября.

В актовом зале факультета экономики и управления ГрГУ «стартаперы» представили 19 идей. Оценивало ноу-хау компетентное жюри, куда вошли известные гродненские бизнесмены, состоявшиеся предприниматели, инвесторы и эксперты в IT-сфере. Последние, к слову, отметили высокую деловую активность города, в котором, по их словам, стартап-мероприятий в последние дни проходит даже больше, чем в Минске.

На «Инвест-уик-энд» откликнулись студенты — как правило, с профильных экономических или технических факультетов ГрГУ. Однако было среди конкурсантов и несколько школьников. Самые юные участники продвигали в жизнь идеи энергоэффективности и утилизации отходов. Некоторые пришли на «Инвест-уик-энд» не впервые.

На то, чтобы рассказать об идее, участникам давали по две минуты, после чего эксперты и жюри задавали уточняющие вопросы и давали советы по реализации проектов. Эксперты, заслушав все бизнес-идеи, пришли к выводу, что у участников «блестящие и перспективные идеи, которым тем не менее не хватает административной проработки и финансовой конкретики».

В перерывах между выступлениями эксперты проводили с аудиторией мини-тренинги, где давали советы и делились своим опытом в бизнесе. Так, Алексей Купреев, учредитель и разработчик нескольких самостоятельных проектов, вспомнил, с чего начиналась его дорога в большую бизнес-жизнь. Гродненец, он 10 лет назад уехал в Минск, где поначалу ночами отмывал от жира подносы в кафе быстрого питания. «Вся моя жизнь состояла из жира: я с жиром ел, спал, дышал», — вспоминает Алексей. Через месяц молодой человек заработал на первый телефон, а еще чуть позже устроился работать продавцом в «Евросети», где через несколько лет стал директором магазина.

— Многие из вас берут деньги инвестора, чтобы засесть в офисе, посадить рядом секретаршу и купить бумагу для отчетности. Нет! Для этого деньги не нужны. Чтобы стать успешным, прежде всего, нужна конкретная идея, проработанная до последней мелочи. Вся бизнес-модель — это количество потенциальных клиентов, умноженное на их средний чек, — рассказал Алексей. — Сядьте в одиночестве в гараже на день, неделю, год и проработайте идею до конца. И сильные люди вас сами найдут и предложат деньги.

После голосования жюри были определены три лучших идеи в каждой из уже ставших традиционными номинаций.

«Лучшая команда»

В этой номинации жюри присудило победу команде ребят из аграрного университета. Они создали чайный набор «AssorTea» — в него входят не только чай, но и полезные или целебные травы. «Работает» набор по типу конструктора — человек в соответствие со своим вкусом и потребностями организма «собирает» свой напиток.

Второе место осталось за студентками из ГрГУ Дарьей и Жанной. Девушки предлагают создать первый в городе сервис по хранению вещей «InSafe». Зачем хранить в квартире сезонные вещи — спортинвентарь, садовый инвентарь, строительные инструменты, если все это можно сдать на хранение на неделю или год, задаются таким вопросам студентки. Арендовать под хранение вещей можно как небольшой контейнер, так и крупный бокс.

Третье место присудили команде «Goodwibe», которая предложила вручную наносить на спортивную обувь и верхнюю одежду оригинальные рисунки, которые бы подчеркивали индивидуальность владельца. За свой креатив они получили от организаторов диплом, флешку и учебник, как открыть бизнес.

«Лучшая идея для города»

В этой номинации лидером стал проект благоустройства территории, на которой еще недавно находился «Шанхай» — дачные участки на Фолюше. Студент политехнического колледжа Александр, считает, что на месте гродненских фавел должен находиться ресторан на 126 мест. Причем ресторан в историческом духе — ведь на этом месте раньше находились водяные мельницы, построенные Тызенгаузом. Ценителями кухни и старины будущего ресторана могут стать туристы, приезжающие в Гродно. Автор идеи уже проработал архитектурный план заведения и готов показать его главному архитектору города.

На втором месте обосновалась идея двух студентов, которые предлагают открыть в Гродно крематорий для умерших домашних животных «Анубис». Ребята уверены, что если в городе нет специального кладбища, то решить эту проблему может крематорий. Оригинальность и актуальность идеи жюри оценило по достоинству — кроме диплома, ребята унесли с собой и звание «Самый прикольный проект».

Замыкает тройку лидеров идея, снискавшая больше всех аплодисментов и похвал. Девятиклассник Антон из СШ №27 готов лично исследовать любую школу и сказать, как где находятся источники энергопотерь и как сократить затраты за ЖКХ-услуги. «Энергосберегающему аудиту» уже нашли первого клиента — по просьбе члена жюри и директора фирмы «ЭтикетСервис» Натальи Рачек парень изучит Центр реабилитации детей-инвалидов, которому помогает фирма. «Школьники в 9-ом классе думают о бизнесе? Я в 9-ом классе думал, как сачкануть», признался один из экспертов.

«Лучшая бизнес-идея»

Лучшей бизнес-идеей признана идея Анны Тимошиной по озеленению интерьера помещений. Девушка предлагает в качестве грядок использовать стены — высаживать в специальных конструкциях можно как искусственный мох, так и живые растения. Архитектор из «Института «Гродногражданпрект» не хочет останавливаться только на «зеленых» стенах — в ее планах устанавливать в квартирах мини-огроды, где можно выращивать овощи и фрукты, ведь, по ее словам, «ментальность белорусов такова, что им жизненно важно что-нибудь выращивать».

Вторая строчка — производство строгальных ножей для деревообрабатывающих предприятий. Сейчас все компании закупают этот материал за границей, ведь никто в Беларуси их не выпускает. Автор идеи предлагает изменить ситуацию.

Наконец, третья позиция у идеи использовать дроны не только как видео-операторов, но и как своеобразную рекламную площадку. Из плюсов задумки — очевидный «ВАУ-эффект» от рекламы, из минусов  — дорогостоящее оборудование и сложные технические нюансы.

Весьма привлекательной, однако не удостоенной приза, стала идея размещать в фитнесс- и тренажерных залах вендинг-аппараты (или кофе-аппарты) с уже готовыми протеиновыми коктейлями. Проект направлен на тех, кто проводит время за тренажером, однако не желает тратить время на сложное приготовление смесей.