Проверено на себе — как я был актером: «Нужно избавиться от слов-паразитов»

Корреспондент Руслан Хилимончик продолжает исследовать внутренний мир актерства, пытаясь постичь его азы в гродненской актерской школе. Новые упражнения, впечатления и открытия не заставили себя ждать.

Хочется заслужить похвалу

Все, кто пришел на занятия, должны быть одеты в черное. Так нивелируется возраст: не важно, сколько тебе лет, 16 или 30, ведь выполнять задания должны все.

Мы были чайниками, стульями, вантузами, ружьями, кошельками, сундуками, ключами. Это было совсем необычно и, пожалуй, весело.

Сначала наш урок проходит в обычном темпе, потом надо собраться и изобразить что-то необычное перед своими «коллегами по актерскому цеху». Наверное, в этом и есть что-то притягательное. После показа одной из миниатюр неожиданно поймал себя на мысли, что все внутри дрожит — почувствовал адреналин.

Хочется, чтобы мои усилия увидели со стороны. Хочется, чтобы похвалил преподаватель и… зрители! Да-да, чувствуешь себя актером, которому небезразлично выступление перед публикой.

Наверное, так и у актеров происходит, когда начинается работа над спектаклем. Начинаешь жить в нем, но очень хочется, чтобы глаза извне видели твои усилия. Режиссер становится почти богом.

Главное — привлечь внимание зрителя

Мы впервые начали взаимодействовать друг с другом. Я — в ступоре, ведь привык жить в одном русле, выбирая, с кем мне контактировать, а с кем нет, и как взаимодействовать с окружающими. Сейчас же все мое существо бунтует.

Никогда не считал себя стеснительным человеком. Возникли сложности: чтобы войти в роль, нужна предыстория.

Наш преподаватель Оксана отметила, что мы жили в новой реальности всего минуту, а актерам надо это делать на протяжении трех часов. Но, даже когда актер делает всё правильно, зритель может отвлечься. Надо держать его в напряжении. Даже великолепной игрой сложно привлекать внимание на протяжении долгого времени. Главное — эта та мысль, которую режиссер хочет выразить; даже не мысль, а идея.

Между актерами неизбежен конфликт

Мы много занимаемся скороговорками. Некоторые невозможно не то что произнести — прочитать. Но без этого ни о какой профессии не может идти и речи. Когда актеры выходят на сцену или играют в кино, нам со своей стороны невдомек, сколько всего им надо было пройти, изучить, чтобы наш слух спокойно воспринимал их речь.

— Мне хочется, чтобы люди говорили правильно и грамотно. Конечно, перевоспитать общество не получится, но повлиять на некоторую его часть… почему бы и нет? Безусловно, сдвиги видны! — говорит актриса гродненского областного драматического театра, преподаватель речи Ирина Купченко.

Но, мы, словно улитки, всё-таки двигаемся вперед. Нас продолжают знакомить с этим ремеслом изнутри и с методами, которые из обычных людей должны сделать актеров. Впервые начали следить за взаимодействием одновременно с тремя партнерами. Совсем не простое занятие, если честно. Ладно откликаться, но куда сложнее следить за окружающими и помнить свой текст — на чем остановился, какое следующее слово. И это еще совершенно без игры. Неужели такое вообще возможно?

Быть кем-то или чем-то — этого мало. Нужно действие. А точнее — конфликт. Не важно, какой именно — то ли с собой, то ли с окружающими, то ли с миром. Мы учились конфликтовать. Как это соотносится с тем, что в каждом отдельном случае надо быть собой, я так и не понял. Я не люблю конфликтовать. Для меня это крайняя степень неуравновешенных отношений.

Люди перестали стесняться

Мы все больше начинаем расслабляться и привыкаем друг к другу, перестаем стесняться. Если на первых занятиях каждый находился за своей дверью, то теперь нам разрешили их раскрыть. Все начали обретать свою привычную индивидуальность. Нам надо обсуждать, надо приходить к единому мнению, а потом еще и играть какие-то задания.

Людям нужна самореализация. Кому-то достаточно участвовать вместе со всеми, а кто-то хотел бы включиться в создание общей картинки. Это те способности, которые влекут каждого из нас к чему-то своему. И если прислушиваться к этому, всегда можно найти то занятие, которое в течение долгого времени будет приводить в восторг раз за разом.

Советы начинающим актерам

  1. Работа над собой — это сложно! Практика должна отрабатываться дома. В первую очередь нужно поставить себе цель и понять, каких результатов хочешь достичь.
  2. Важно работать над теми упражнениями, которые дает педагог.
  3. Постоянно себя контролировать: избавляться от «эканья», от слов-паразитов. Слушать себя: прежде чем что-то сказать, необходимо сформулировать мысль, нужно знать то, о чем говоришь.
  4. Пополняйте свой словарный запас, читайте вслух.
  5. Речь должна быть четкой и лаконичной, мы должны понимать, что наш собеседник не зря тратит время, выслушивая нас.

Проверено на себе: как я стал актером