Актриса Светлана Завадская: «Если не будет театра, то жизнь остановится» (обновлено)

Сыгравшая на сцене более 40 ролей актриса Гродненского драмтеатра откровенно рассказала о детстве, о сандалиях на два размера больше, о том, как затопила соседа и вышла за него замуж, появилась на сцене без юбки, а также поделилась секретом вечной молодости.

Сыгравшая на сцене более 40 ролей актриса Гродненского драмтеатра откровенно рассказала о детстве, о сандалиях на два размера больше, о том, как затопила соседа и вышла за него замуж, появилась на сцене без юбки, а также поделилась секретом вечной молодости.

Все дети стали артистами

— Я родилась и жила в деревне Городок Молодечненского района. Это была большая и какая-то удивительная деревня. Там были собраны люди неимоверных талантов, богом одаренные. Было столько самоучек, которые могли научить и на скрипке играть, и на фортепиано. В семье нас было четверо, и все стали артистами. Отец играл на балалайке, мама пела в хоре. Дед купил баян, и брат с сестрой учились на нем играть и разучивали песни.

Затем они поступили в Молодечненское музучилище. В итоге брат окончил Ленинградскую консерваторию, а сестра — Одесскую. Оба  стали оперными певцами. Брат получил звание народного артиста Чехии. Уже на пенсии, но работает, преподает в консерватории. А сестра работает в Мадриде. Ей, русской, было сложно пробиться, но она смогла. Потом уже открыла свою школу.

Свое детство я провела в полях: рвали руками лен и складывали в снопы. Когда мама в больницу попала, я в десять лет ходила ее подменять. Еще и свое хозяйство было. За счет него и жили.

«Больше не буду пасти коров»

— Я очень хотела петь. Пока пасла коров, пела романсы и арии из оперетт, потому что тянулась за сестрой. И мы пели в две партии. «Травиату» знала наизусть. Но родные не хотели, чтобы я стала артисткой. Понимали, что артистов в семье вполне достаточно, а денег на этом не заработаешь.

Никому ничего не сказала и поехала на прослушивание в театральный институт в Минск. Наряжаться возможности не было, поэтому купила сандалии на два размера больше. Спела, прочитала свои стихи, затем произнесла монолог Павлинки. Вернулась домой и на радостях сообщила: «Все, мамочка! Я коров пасти не буду»!

Затопила соседа и вышла за него замуж

— Учиться было легко: ты же молодой и можешь делать что хочешь. И танцевать, и петь, и играть. На третьем курсе вышла замуж, на четвертом родила ребенка.

Когда в институт приехали смотреть на выпускников, меня пригласили на прослушивание в Гродно.

Я села в самолет и из Минска прилетела в Гродно. Села в такси и поехала в театр. Как увидела здание — потеряла дар речи, он очень красивый!

Понравилась режиссеру, прилетела домой как на крыльях — я нужна театру! Я была последним молодым специалистом, который самостоятельно пришел после института в театр. И как молодому специалисту мне успели дать квартиру.

— С первым мужем мы расстались. Со вторым мужем познакомилась здесь. Как-то просыпаюсь и вижу, что у меня вода течет из туалета. Выбежала из квартиры, вижу  молодого человека с досками в руках.  «Я кого-то затапливаю!» — кричу. «Так это вы меня затапливаете», — ответил он и перекрыл воду. Так и познакомились.

Партнер на сцене заменил мужа

— Семья не отбирала работу, а, наоборот, помогала мне состояться в профессии. Театральная жизнь — это не отдельные моменты, здесь начинается другая жизнь. Прошло уже около тридцати лет, а мне работа не надоедает. Если бы ее не было, то жизнь была бы неинтересной.

Самый близкий человек — это тот партнер, с которым ты живешь на сцене. Порой он ближе, чем в семье. Мы с мужем так не успеваем поговорить, как с коллегой по театральным подмосткам.

В молодости я играла молодых героинь, но время шло, меня стали переключать на комедийные роли, а с возрастом пошли «старушки».

«По залу пошел запах тухлых яиц, а я их ем»

Важно все время быть в тонусе, классно быть молодым и быть загруженным работой, но на самом деле театральная жизнь — это одна сплошная забава.

Пропала юбка как-то в «Номере 13». Девчонки переодевались, и юбка упала вниз за занавес в проем. К счастью, у меня был длинный пиджак. Никто так и не узнал, что я без юбки была.

Играли эпизод «Звезды на утреннем небе». Мы с Сергеем Куриленко должны целоваться на сцене, а Елене Ивановне, по сценарию, нужно выйти и прервать его, но, видимо, она не услышала реплики и пропустила сюжет. Сцена любви продолжается на кровати, я понимаю, что Елены нет, начинаю отвлекаться и кашлять.

С Сашей Шелкоплясовым играли в «Реке на асфальте». Во время спектакля он должен был пожарить мне яичницу. Он разбивает два яйца, а они оказываются тухлыми! Вонь пошла по всему залу, а мне же это надо кушать. Сижу, закусываю хлебом, душусь, но ем.

Работа — лучший рецепт вечной молодости

— Театр продлевает молодость. Я понимаю это, глядя на свое поколение, ставшее пожилым. Я бы хотела долго оставаться в театре, ведь если не будет театра, то жизнь остановится. Для меня театр — это то, что греет душу и продлевает жизнь.

 Мне всегда хотелось услышать, что я состоялась. В прошлом году в гости приехал брат, и после спектакля, когда мы сидели за столом, он сказал: «Знаешь, Светочка, я рад, что ты состоялась как мама, как актриса, как человек».

Мне было очень важно это услышать от старшего брата.

Справка «ВГ»

Светлана Завадская сыграла более 40 ролей в театре. Награждена дипломом в номинации «Лучшая женская роль» V Межгосударственного фестиваля «Искусство за содружество славянских народов», за роль Лолиты в спектакле «Лолита», (режиссер М. Резцов, 1990 год), почетной грамотой Гродненского областного Совета депутатов (2002), почетной грамотой управления культуры Гродненского областного исполнительного комитета (2007), почетной грамотой Гродненского городского исполнительного комитета (2012).

Имеет двух дочерей, Полину и Дашу. Полина окончила театральную академию в Петербурге, затем оказалась на телевидении. Даша учится в Варшаве на факультете иностранных языков.