«Девушка в поезде»: vodka disconnecting people

Каждый день слегка пропитая депрессивная Рейчел катается на электричке вдоль коттеджей у побережья. В окнах одного — бывший муж с новой женой, другого — парочка адептов Эроса с внешне идеальным браком. Но скоро в обоих домах начнет происходить такое, что Рейчел даже пить бросит.

 

Девушка в поезде / The Girl on the Train

 

Режиссер — Тейт Тейлор

В ролях: Эмили Блант, Хейли Беннетт, Ребекка Фергюсон, Джастин Теру, Люк Эванс, Эдгар Рамирес

 

Каждый день слегка пропитая депрессивная Рейчел катается на электричке вдоль коттеджей у побережья. В окнах одного — бывший муж с новой женой, другого — парочка адептов Эроса с внешне идеальным браком. Но скоро в обоих домах начнет происходить такое, что Рейчел даже пить бросит.

Красивая и холодная Эмили Блант только начала утверждаться в статусе несгибаемой валькирии («Петля времени», «Грань будущего»), как кто-то мудро посоветовал ей: проигрывать тоже надо уметь. В прошлогоднем «Убийце» проигравшей выглядела ее героиня, здесь страдает и сама актриса: сыграть располневшую, вечно пьяную, меланхолично-истеричную тетю, чьи заскоки, кажется, развалили брак — на это нужен не только талант, но и определенная смелость. И краснолицая рыдающая Блант, конечно, героически тащит на себе весь фильм безотносительно остального. Прочим актерам дают пространства впритык: кто-то успевает развернуться, кто-то, как дубовый психолог, совсем нет.

«Девушку» повсеместно сравнивали и сравнивают с «Исчезнувшей» еще на этапе источников — обе картины поставлены по довольно свежим книгам, и обе делят тему нелегкой жизни в браке. Только из «Исчезнувшей» получился мрачно-сатирический всеобщий комментарий, отражение среза людских пороков. А здесь всё совсем серьезно: шутить некогда, позади развод.

Не пытаясь работать всеохватно, история Рейчел и двух других женщин концентрируется на этой троице, на их отношениях с мужчинами и с самими собой. И на своей полянке этот сфокусированный триллер чего-то да достигает. Части мужчин смотреть это кино будет заведомо скучно, у них на проблему полов не просто сформирован взгляд — самой проблемы для них нет. Другой же части сеанс точно окажется полезным, как и женщинам в целом. Потому что даже в XXI веке в головах полно не только предрассудков, за которые стоит винить, но и совершенно бессознательных рефлексов, проистекающих из исторически обоснованных моделей поведения: у мужчин — замахнуться, у женщин — смолчать, и так далее.

И «Девушка» не везде добросовестно, но везде убедительно, въедливо, почти на уровне рецепторов доносит ту важную и, еще раз, для кого-то по-прежнему свежую мысль, что женщина тоже человек — да, со своими пороками, но и со своей презумпцией невиновности. Хотя в первую очередь это всё же триллер-загадка со своими ненадежными рассказчиками, снятый нарочито нервно и как бы крадучись — с отражениями, «касаниями» лиц на крупных планах и обманчивым монтажом, — тем не менее посыл остается четким: это не просто рассказ о нескольких не очень счастливых людях, но демонстрация, как оно бывает с обеих сторон. Причем эти стороны не предлагается разделять и деформировать, как в радикальном феминизме с его «патриархат должен быть уничтожен», — наоборот, именно вопрос доверия оказывается самым важным. Если с человеком не выходит выстроить доверительных отношений, значит, кто-то из пары сознательно на это не идет, и неважно, какого он пола.

Если же кто-то увидит на экране лишь воплощение присказки «как страшно жить» с акцентом на горькую женскую долю — то это лишь потому, что она и правда очень, очень много где всё еще горька, даже пусть за разговорами об этом на повышенных тонах теряется суть таких разговоров.

 

Фильм можно увидеть в гродненских кинотеатрах. Расписание сеансов — в нашей афише.


Читайте также: полный список обзоров