Пятница, 6 декабря
  • Погода в Гродно
  • -2
  • EUR2,3472
  • USD2,1174
  • RUB (100)3,3171
TOP

Культурный код

Культурный код — ключ к пониманию данного типа культуры; уникальные культурные особенности, доставшиеся народам от предков; это закодированная в некой форме информация, позволяющая идентифицировать культуру.

Культурный код — ключ к пониманию данного типа культуры; уникальные культурные особенности, доставшиеся народам от предков; это закодированная в некой форме информация, позволяющая идентифицировать культуру.

Преподаватели филологических факультетов жалуются: за несколько последних десятилетий студент очень изменился, причем не в лучшую сторону. Понизился общий культурный уровень, а мировосприятие, способ мышления, настроенность на учебу стали другими. Такое культурное понижение, увы, становится нормой. Мы можем только сожалеть. Прежние поколения объединяла хотя бы общность художественных текстов и образов. Вернется ли тот единый культурный код — вопрос ко всем нам.

Известно, что проверенная временем литература несет в себе шифры, знаки культурного опознания. Раньше они даже не обсуждались, настолько привычно и крепко сидели в нашем подсознании. У нынешних молодых людей культурные коды часто не вызывают никаких ассоциаций. Спросишь без всякого подвоха, так, для личного уточнения, чем тот или другой интересуется и близки ли ваши позиции, чтобы сразу определиться, человек твоего ли круга, менталитета, или, как говорится, общая ли у вас «группа крови».

Культурные коды подразумевают прежде всего то, как нам видится мир и как мы понимаем друг друга. Не прочитав «Мастера и Маргариту», «Преступление и наказание», «Евгения Онегина» или «Золотого теленка», не поймешь заголовки газет или шутки, которые цитируются.

Цитаты «Мой дядя самых честных правил»,«Колыбель качается над бездной», «Жалко королевство маловато, разгуляться негде!»,«Человек – это звучит гордо», «Мир спасет красота», «Чем меньше женщину мы любим, // Тем легче нравимся мы ей», «Никогда и ничего не просите! Сами предложат и сами все дадут», «Пошла писать губерния», «Но кони всё скачут и скачут. / А избы горят и горят», «Мы долго молча отступали, / Досадно было, боя ждали», «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». «Вороне где-то Бог послал кусочек сыру», «Добро должно быть с кулаками», «Мы в ответе за тех, кого приручили», «Когда мы были молодые / И чушь прекрасную несли» (можно продолжать дальше) — часть нашего общего культурного языка, мы используем его в разговоре, прислушиваемся, получаем ли ответную реакцию собеседников, что помогает разобраться, с кем имеем дело.

Такие книги, как «А зори здесь тихие», «Два капитана», «Живые и мертвые», «Дом на набережной», «Колымские рассказы», «Дети Арбата», «Альпийская баллада» (сознательно не указываю авторов), принадлежат своему поколению, соответствуют его духу, отвечают на читательские запросы, которые выдвигало время. Но останутся ли эти книги в культурном коде в иные времена? Сложный вопрос, не всё из творческого наследия писателей переходит дальше, в будущее, становясь частью культурного кода. Что-то сохраняет в себе лишь историческое прошлое, превращается в застывшую, почти музейную форму. Редкие творения переживают своих создателей, продолжая жить, быть современными и востребованными новыми поколениями читателей. Сейчас среди молодежной аудитории наблюдается большая дифференциация, и это нормально, мир изменился, стал мозаичным.

Одна умница-преподаватель, культуролог с научными степенями, каждый новый университетский сезон удивляется на своей страничке в социальной сети: надо же, в прошлом году первокурсники не назвали автора «Медного всадника», а в этом — «угадали». Выяснилось, что это были студентки из Петербурга. Тема им знакома, если не из творчества Александра Пушкина, то хотя бы по топонимике Северной столицы.

А так как моя сфера интересов — литература, обратила внимание вот еще на что. При мощнейшей информационной поддержке, со стула не сходя, получаешь всё, что найдешь в сети, или то, что оцифровано, — прямым ходом попадает на блюдечко с голубой каемочкой.

То, что мир стремительно меняется, а вместе с ним и мы, ощущается с начала нулевых годов. Смещаются акценты, общность интересов, общность цитат, и мне меньше всего хочется выглядеть брюзжащей особой, повторять пошлые банальности: раньше все было лучше — и травка зеленее, и солнце светило ярче. Старшее поколение все больше отстает, молодые отрываются от предков. Конфликт отцов и детей существовал всегда, и в этом нет ничего особенного, хотя разрыв нынешний кардинально отличается еще и своей информационной начинкой. Глобальный информационный ресурс обвалился на наши неподготовленные головы, незаметно подменив качество количеством, вытеснив традиционные способы передачи знаний, в том числе и культурные коды.

Мы живем во времена сплошных праздников, фестивалей, ярмарок, конкурсов. Они повторяются, надоедают, приедаются, погружают народ в бесконечную шумную феерию. Песни под фанеру, танцы-пляски, юморины, шоу районного масштаба превращают праздного обывателя в пассивного потребителя масскультуры. Это не художественная книга, которая требует одиночества, сопереживания, активной сосредоточенности мысли, переосмысления себя и работы души, рождая вечные вопросы, закладывая и формируя творческие задатки. Пусть та или иная книга не дает ответов, но хотя бы их артикулирует.

Для усвоения единого культурного кода, на мой взгляд, нельзя использовать только либеральные подходы, где-то надо проявить силу воли и, может быть, даже навязывать литературу (это касается семьи и школы). Если ребенку предоставить самостоятельный выбор, он пойдет по пути наименьшего сопротивления. Мальчик или девочка восьми-десяти лет выберут мультяшные страшилки, но не чеховского Ваню с его письмом на деревню к дедушке. Специалисты настаивают: после восемнадцати лет осуществляй свое право выбора, но сначала, чтобы окончательно не одичать, освой минимальный культурный набор, куда входит национальное плюс мировое литературное меню.

Еще не так давно стыдно было не читать. Сегодня же чувствуешь себя неуютно и неловко в компании, где выясняется, что почти никто ничего не читает, и об этом факте говорят спокойно-равнодушно. Еще никто не умер от того, что незнаком с современной литературой. А что в том необычного? Некогда, а может, и незачем. Бедный человек крутится как белка в колесе «дом — работа – дом», не до книг. Что за блажь обсуждать книжные новинки? На человека начитанного посмотрят скорей с недоумением, с какой-то долей подозрительности… и раздражения. И тебе наука — впредь выбирай собеседников и компании. Не всяк сгодится поддержать литературную тему.

 Литература все дальше смещается от центра общественного внимания на периферию, теряет былые позиции, превращаясь в дело закрытой касты. Процитирую главного редактора журнала «Знамя» С. Чупринина: «…в основе основ у нас действительно лежало слово, и литература действительно воспринималась как «царица» всех искусств и едва ли не наивысшее проявление национального гения».

Исчез даже сам термин «народность», которым когда-то козыряли литературоведы, ссылаясь на соцреализм. Спустя время понимаешь: как раз «народность» книги выражала живую заинтересованность не руководящей и направляющей линии компартии, а читателя, проникала в самую гущу народных пластов, слушала и слышала общество, откликаясь и резонируя общественное сознание во все его этажи. Исчез сам термин «соцреализм», но ожидание востребованной читателем литературы осталось.

Разговоры о проблемах литературы все больше напоминают давнишние разговоры на кухне при закрытых дверях. Казалось бы, уже не пробудить у людей тяги к художественному слову. Но вот читаю: оператор мобильной связи начал «праводзіць апытанне сярод жыхароў нашай краіны, каб выявіць вобраз сучаснай беларускай літаратуры» и задался вопросами:

— ці ведаеце вы сучасных беларускіх пісьменнікаў?

— ці чыталі вы творы сучасных беларускіх пісьменнікаў?

— да якіх тэмаў пераважна звярталіся/звяртаюцца беларускія аўтары ў сваіх творах?

— што магло б падштурхнуць вас да прачытання твора сучаснага беларускага аўтара?

— да якіх тэмаў пераважна звярталіся/звяртаюцца беларускія аўтары ў сваіх творах?

— галоўны герой твораў беларускай літаратуры гэта…»

Ну что ж, поживем — увидим. Нам обещают в конце октября опубликовать результаты опроса.

Самое читаемое

Разное