«Я бы ни разу не сыграла, если бы не стала мамой» — противоречивая Мария Бутримович на сцене и в жизни

Каково это — оставить учебу ради семьи, быть многодетной мамой и продолжать искать себя в профессии, родить троих детей, но все равно выходить на сцену, — актриса Гродненского драмтеатра Мария Бутримович рассказала в интервью «Вечёрке».

Променяла ГИТИС на любовь

Для школьницы Маши выбора, кем быть, не существовало никогда. Будучи постоянной участницей утренников, а затем школьных вечеров, ее всегда тянуло к творчеству и лицедейству.

Важную роль в жизни актрисы сыграла ее мама, которая не стала «ломать» девушку и настаивать на выборе другой профессии. Как любой мудрой маме, ей было понятно, что ребенок будет счастлив тогда, когда находит свое место, где может максимально использовать свои способности и таланты.

Так случилось, что именно в год окончания школы был редкий набор в гродненском училище искусств на актерскую профессию. Маша потом признавалась, что ей очень повезло — она получила специальность «Актер и преподаватель актерских дисциплин». И поняла, куда ей нужно двигаться. Каждое лето Мария пыталась поступить в МХАТ, ГИТИС, ВГИК, в Щукинское или Щепкинское театральные училища. В заключительный год учебы это, наконец-то, удалось. Она поступила в ГИТИС.

Сама учеба, по словам Маши, проходила весело. Маленькая группа со временем сдружилась — это были идеальные условия для посвящения в профессию.

— Нам очень повезло с преподавателем, — говорит Маша. — Это была актриса театра Светлана Васильевна Морецкая. Она научила относиться нас к актерскому мастерству, как к работе.

Долгий и подробный разбор этюдов полюбился молодой студентке. Именно этот анализ со временем позволил ей относиться к профессии глубже.

В это время начал проявляться противоречивый и бунтарский характер Маши. Поступив в ГИТИС, она проучилась там не больше года. Забеременела, ушла в академический отпуск и вернулась домой. Вскоре на свет появилась и вторая девочка-погодка.

Для многих рождение детей стало бы препятствием в актерском развитии, но не для Маши. Она считает, что все случилось вовремя:

— Я сложный человек, — признается Маша. — Не каждый может быть со мной — нет, наверное, во мне правильных женских качеств.

Труппа — это большая семья

Вскоре Мария Бутримович осталась одна с двумя детьми. Но это не помешало ей развиваться как актрисе.

Быстро прошла адаптация в труппе гродненского театра.

— В студенчестве мы ощущали благоговение перед актерами, но потом все прошло, — говорит Мария. — Мы увидели внутреннюю кухню, а там не оказалось ничего особенного и романтического. Более того, появилось куда больше сложностей, чем приятных моментов. Как оказалось, труппа была большой семьей. Но в этом была и сложность — именно в семье никто под остальных не подстраивается. Началась обычная актерская жизнь.

Вписаться в коллектив с первого раза не получилось.

— Даже в самой маленькой семье есть раздоры, дрязги, выяснение отношений. Что же можно сказать про большую семью — труппу из, скажем, 40 человек? Не идеальная, но другой-то нет, — рассказывает актриса. — Если бы все были бы добрыми и хорошими, было бы скучно. Наверное, многие придумывают себе разного, чтобы веселей было.

Мама на сцене, а муж с ребенком в машине

Мария Бутримович не из тех, кто будет бояться режиссера. Актриса хотела работать с Геннадием Мушпертом, но получалось это не всегда.

— Каким бы замечательным актером ты ни был, режиссер выбирает людей под себя, выбирает тех, кто близок по-человечески. И это нормально, — уверена Мария. — Главное — не изменять себе. Если дают возможность проявить себя, я ее использую. Обидно, когда появляются личностные моменты. У каждого есть свои амбиции. Удовлетворить всех невозможно. Даже самого гениального режиссера все любить не могут.

Иллюзий не было, поэтому пришлось принимать все как есть. Но меняться по заказу Маша не планировала.

Проявление крайностей характера не заставило себя долго ждать. С одной стороны, Маша могла подвести в сказке, сорвав ее, а с другой — замечательно вписаться в новый спектакль «Боинг-Боинг». Возможно, в любом другом случае, при более покладистом характере она могла бы рассчитывать и на большее количество ролей, но, признаться, в это сложно поверить, ведь это была бы уже не Маша. Несмотря на жизненные казусы, очередное замужество, очередную беременность, она продолжает оставаться актрисой и оптимистично смотрит в будущее. В 2016 году родилась младшая дочка, Любовь. Но рождение малышки не помешало Маше сыграть одну из главных ролей в новом спектакле «Как пришить старушку».

В очередной раз свою противоречивость Маша подтвердила как раз накануне работы над этой премьерой, где она сыграла одну из главных ролей — Глорию-Барбару. В начале репетиций дочке едва исполнилось два месяца, но это не стало препятствием для спектакля.

Во время репетиций ребенок оставался с мужем в машине, а после окончания Маша спешила покормить малышку. В результате в этой роли, по мнению многих, актриса как раз находится на своем месте.

— Мне было очень приятно сыграть на одной сцене со своим преподавателем, Светланой Морецкой, которая сама 20 лет назад играла роль Глории, — улыбается Мария. — Кстати, в спектакле был еще один интересный казус: мне никак не могли сшить платье, а потом нашли то самое двадцатилетней давности, в котором как раз и играла Светлана Васильевна.

Профессия — она как наркотик…

Мария Бутримович уверена, что не смогла бы работать в банке, поликлинике, или, например, просто сидеть в справочном окошке. Она понимает, что зарплата актеров не такая большая, но они выходят на сцену не ради денег.

— Это ни с чем не сравнимое чувство, когда получаешь роль. Когда идут репетиции, чувствуешь настоящий драйв. Я получаю удовольствие, когда выхожу на сцену, — признается Мария. — Я ни секунды не жалею, что пошла в эту профессию: она как наркотик — если уж подсел, то всё…

Наша героиня говорит, что профессию актера сложно воспринимать со стороны. Бывает сложно вспомнить какой-то интересный момент, ведь вся жизнь актера — смешной момент. Мария привела в пример случай из «Чайки». Спектакль проходил зимой, а действие было летом:

— Вдруг на сцену вылетела бабочка и некоторое время украшала собой сюжет. Эта была невероятная случайность, но многие зрители верили в то, что все было именно так и задумано.

Я в первую очередь хочу реализоваться как хорошая мама. Для любой женщины это все-таки первостепенно. Я не хочу прикрываться тем, что мне сложно. Хочется гармонично развиваться. Но все-таки материнство, семья, дети будут слегка перевешивать. Если бы я не стала мамой ни разу, я бы лучше не сыграла. Это точно не мешает. Я рада, что у меня все так сложилось. Возможно, сложилось бы немного продуктивнее, но тогда не было бы моих детей…

В тему

Мария Бутримович — одна из немногих людей, которая легко вживается в образ и на фотографиях выглядит каждый раз по-новому. Фотограф Руслан Хилимончик создал девять образов гродненской актрисы, каждый из которых уникальный и неповторимый.