Слезы, страх, диета и глубокий запас — что пришлось пройти гродненской гимнастке на пути к Олимпиаде

Что пришлось пройти гродненской гимнастке на пути к Олимпиаде: Анна Дуденкова и ее тренер Марина Протасова рассказывают, что скрывается за самым ярким и зрелищным видом спорта.

Выиграть медаль помешал кондиционер

Отделение художественной гимнастики в Гродно существует с 1976 года, но первая гимнастка на Игры поехала лишь спустя 40 лет.

— У меня была мечта, чтобы моя воспитанница поехала на Олимпийские игры, — рассказывает тренер Марина Протасова. — Наверное, прав был Ренальд Кныш, который говорил мне, что мечтать нужно о самом великом, о воспитании олимпийского чемпиона.

Тренер добилась своего: воспитанница СДЮШОР № 3 Анна Дуденкова стала первой «художницей» в истории гродненского спорта, которая поехала на Игры — в Рио-де-Жанейро.

— Сначала был мандраж, потом меня начало трясти, как в лихорадке, затем наступила апатия, — вспоминает Аня последние минуты перед выходом на олимпийский ковер. — Мы стояли в темном коридоре, и сквозь щель я видела, что на трибунах творится что-то невообразимое. Боялась, что забуду элемент и потеряюсь в пространстве. Очень ярко светили лампы, поэтому было трудно поймать предмет. За пять минут до выступления мы собрались в кружок, посмотрели друг другу в глаза, три раза выдохнули и вышли. Самое главное — абстрагироваться и представлять, будто ты не на Олимпиаде, а на обычной тренировке.

Выступление получилось с горчинкой, ведь вся страна ждала от «групповичек» медали. Судьбу медали решила мелочь. После квалификации девушки шли третьими, а в финале одна из гимнасток не до конца проконтролировала движение лентой. Дело в том, что в Бразилии была высокая влажность, что делало ленты тяжелыми. К тому же в зале работали кондиционеры, это изменяло траекторию полета предметов. Девушка не так махнула и завязала на ленте бант. Следующее упражнение наша команда сделала превосходно, но предыдущая ошибка лишила Беларусь медали.

Девушки остались на пятом месте. Свой результат они сами посчитали провалом. В полпятого утра Аня написала тренеру СМС: «Это ужасно, мы не ожидали такого, мы подвели страну, как мы будем возвращаться…»

— Я подпрыгнула на кровати, — вспоминает тренер. — Я понимала, что они там ревут уже не один час. Пришлось успокаивать, говорить, что они лучшие, что так получилось, что боролись до конца.

Три года терпения

Дорога в Рио заняла 8 лет. В 2008 году Аню забрали в Минск в республиканский центр олимпийской подготовки. До этого она на ковре умела делать все: броски, подкрутку лентами — и учила этому остальных девушек в столице. Жизнь спортсменки кардинально изменилась. С 13-летнего возраста она начала самостоятельную жизнь в общежитии. Марина Протасова вспоминает, что в первое время Ане было трудно привыкнуть к новой жизни. К тому же у девушки еще не было ставок и стипендий, помогали ей только родители. 

После Игр в Пекине опытные белорусские гимнастки не ушли из спорта, а продолжили тренироваться. Такое решение вынудило молодых спортсменок ждать своего шанса.
— Представьте такую ситуацию: вы каждый день ходите в зал, делаете хореографию, работаете над элементами, но все это пока напрасно, потому что приходит тренер сборной и говорит: «Отойдите в сторону и не мешайте», — разводит руками Марина Протасова. — И вы стоите, что-то делаете и наблюдаете, как занимается сборная.

Бросить спорт или ждать своего шанса?

Аня тренировалась три года, но на международные соревнования дорога ей была закрыта. Три года труда не приносили никакого результата. Несколько раз Дуденкова хотела оставить все и вернуться домой. В эти моменты уговорить дочку остаться смогла мама. После Игр в Лондоне в сборной освободилось три места, но и за них 18-летним девочкам нужно было бороться.

— В этом возрасте хочется гулять, любить, радоваться жизни. Как думаете, хотелось ли гимнасткам днями напролет сидеть в зале? — говорит тренер. — Ради чего здоровье ломать — а вдруг ничего не получится.

Но родители верили в дочку и вера принесла успех. Когда, казалось, карьера вот-вот закончится, девушку позвали в основной состав сборной в групповых упражнениях. Она поехала на чемпионат мира, где вместе с командой стала чемпионкой мира. Победа произвела фурор, ведь золотых медалей в дисциплине у Беларуси не было 15 лет. После этого успеха начались сложные тренировки. Девушкам нужно было стать командой, ведь сказать «у меня что-то болит» было нельзя.

— Чуть позже в этот состав вошли две «звезды» белорусской гимнастики, которые никогда не выступали в группе. Начались конфликты, мол, ты мне не так бросила предмет, это сделала с ошибкой и так далее, — вспоминает Марина Анатольевна. — Состав начало лихорадить, в итоге на следующем чемпионате Европы наша сборная заняла 17-место.

Это поражение пошло на пользу. Со всех последующих турниров белоруски возвращались с медалями, а на чемпионате мира выиграли лицензию в Рио.

Марина Протасова вспомнила случай, когда Аня не могла приехать из Минска на чествование, потому что у нее не было денег на билет. И только с первыми успехами ее оформили на ставку в национальной команде и обеспечили стипендией Гродненского облисполкома.

— За три года Аня заработала на однокомнатную квартиру в столице, — говорит тренер. — Скажите, кто сегодня в 22 года может сам обеспечить себя жильем?

После 20 лет карьера «художниц» только набирает обороты. Анна верит, что к титулам чемпионки мира и Европы она еще успеет добавить олимпийскую медаль.

Как держать себя в форме — шесть советов Анны Дуденковой и ее мамы Марии

1 Ограничивать себя в сладком. Любое пирожное или хлебобулочные изделия приведут к набору веса. Менее вреден зефир, а хлеб лучше заменить хлебцами.

2 За питанием ребенка должны следить родители. И если спортсменка должна есть капусту или сельдерей вместо мяса, то это должно быть вкусно приготовлено.

3 Худеть лучше вместе. Ребенку будет приятно, если родители будут поддерживать не только на словах.

4 Кушать нужно маленькими порциями. Нельзя есть вечером.

5 Не стоит увлекаться витаминами, вместо таблеток лучше употреблять фрукты.

6 Родители должны уметь разговаривать с тренером, ведь они знают психологию своего ребенка с одной стороны, а тренер — с другой.